Откроем старый альбом, где хранятся
семейные фотографии начала нашего века. Как
забавно одеты дети - словно маленькие взрослые. И
неудивительно, ведь понятия "детский
костюм" совсем недавно попусту не
существовало!
Бытует гипотеза, что время обладает энергией,
определяющей не только ритм истории, облик
меняющейся природной среды, но и душевное
состояние людей. В прошлые века время словно
"растягивалось", текло иначе, чем сегодня,
поэтому были возможны высочайшие достижения в
прикладных ремеслах, требовавшие особого
состояния нервной системы человека. Неспешная
жизнь рождала уникальные ювелирные изделия,
безупречное кружево, фарфор, стекло, предметы
ткачества. Сегодня подобные вещи можно было бы
создать, лишь затратив гораздо большие усилия
(если, конечно, не прибегать к помощи современных
технических достижений).
Мальчик или девочка.
Со старинных
фотографий на нас смотрят девочки в матросках и
мальчики с кудрями до плеч. Попробуйте
определить, кто из малышей какого пола! Дело в
том, что настоящим феноменом детской моды той
поры можно считать платье... для мальчиков - его
носили до 3-4 летнего возраста. Мальчикам
отращивали волосы до плеч, завязывали банты.
Истоки стойкой традиции обряжать маленьких
мальчиков в платья, по-видимому, коренятся в
старых временах, когда в угоду придворному
этикету на детей надевали парики, кринолины,
парчу, а с другой стороны - воспринимали их как
нежных и воздушных ангелочков. В XIX веке в
вопросах приобщения детей к миру взрослых очень
важна была христианская мораль, поэтому тема
полового воспитания считалась запретной вплоть
до старшего школьного возраста. Мальчуковые
платья не отличались от девчачьих ни фасоном, ни
отделкой, ни тканями. И у тех, и у других застежку
делали слева - платье расстегивалось по всей
линии шва и легко снималось. Среди разнообразных
украшений - вышивка шнуром, аппликация, кружево,
обилие воланчиков и оборок.
В торжественных случаях детям надевали белые
чулки и изящные туфельки с перепонкой. История
этих удобных и легких туфель тянется с 70-х годов
XIX столетия. Тогда их впервые предложил
знаменитый французский обувной мастер Пине.
Отсюда и сохранившееся по сей день название
"пинетки". Изделия в мастерской Пине шили из
лайки, замши, опойка (кожа телят, вспоенных
молоком). В конце XIX -начале нашего века стали
модными мальчуковые сапожки, их также
изготовляли из лучших сортов кожи, они были
мягкими, ловко облегая детские ноги.
Повесть о матроске.
Перевернем еще одну страницу альбома. Как же
любили тогда носить матроску! И откуда она
залетела в детскую и молодежную моду?
Само слово "матрос" (matroos) появилось у нас в
эпоху Петра Великого, известного своей
привязанностью ко всему голландскому и морскому.
А в конце того же века во Франции Жан Жак Руссо
возглавил "крестовый поход" против
неестественности корсета, вреда тяжелых и
громоздких одежд и за особую, "целебную"
одежду для детей, которая имела бы свое
направление в моде. У знаменитого реформатора
нравов было немало последователей. Среди них
широко известная при европейских Дворах
портретистка Элизабет-Луиз Виже Лебрен. Именно
ей было суждено стать пропагандистом идеи новой
одежды для детей в России. За шесть лет
пребывания при русском Дворе она так повлияла на
манеру знати одевать своих детей, что к первой
четверти XIX века российские юные дворяне уже
щеголяли в матроске. Этот костюм, по мнению
некоторых исследователей, был придуман самой
художницей. Тема здоровья, закаленности, свобода
движений, белые и синие тона полностью
соответствовали новейшим представлениям о моде.
В матроске соединились удобство,
функциональность и элемент романтики. На рубеже
XIX и XX веков костюмчики-матроски носили мальчики
с трехлетнего и до юношеского возраста. Помимо
синих и белых для матросок употребляли и
темно-красные ткани в сочетании с белым.
Обязательными были галстук и изображение якоря.
Матроску носили и девочки, для них
предпочтительнее был белый цвет. Одежда с
морской символикой перекочевала и во взрослую
моду. Не редкостью было увидеть девушку в белой с
синей отделкой матроске. Такая одежда
олицетворяла юность, отдых, была очень
демократичной.
За кадром.
Ну а нижнее детское белье шили только из
хлопковых тканей: это был батист, маркизет, майя,
хлопковый фуляр. Белье делали исключительно
белым. Цветные ткани считались
"нездоровыми", поскольку они линяли и были
окрашены химическими красителями.
В конце 50-х годов XIX века, когда в России появилась
швейная машинка, все конструктивные швы на
одежде стали строчить и лишь мелкие работы
выполнялись вручную. Но детская одежда дольше
прочей оставалась "заповедной территорией".
Считалось, что бельевой шов доставляет малышам
неудобство, а застрочка "защипы", столь
модная в начале века на ночном белье, в детских
вещах была уместной только по краю простыней.
Нижнее детское белье было очень затейливым.
Достигалось это качеством тканей, аккуратностью
исполнения, сложностью и обилием вышивки,
кружева, лент. Главной частью нижнего белья и для
девочек, и для мальчиков была рубашка, которая в
зависимости от предназначения опускалась то до
щиколотки (ночная), то до бедер (дневная). У
рубашек был длинный втачной рукав с узкой
манжетой (летние рубашечки шили без рукавов).
Поверх дневной рубашки надевали лифчик - подобие
короткой маечки из плотной ткани на пуговицах
сзади. К нему были пришиты 2 или 4 прорезиненные
ленты с зажимами для чулок.
О пуговицах на детской одежде, и прежде всего на
белье, следует сказать особо. Они так и
назывались - бельевыми. Для удобства их делали
мягкими, обтяжными или обшивали той же тканью,
что и белье. Декоративные пуговицы допускались
только на нарядной и верхней одежде. Панталоны
для детей кроились так же, как и дамские. Штанины
были присборены и пришиты к поясу-кокетке,
державшемуся на тесемках или на пуговицах. Швы по
внутренней линии бедер не зашивались. По нижнему
краю у колен панталоны заканчивались оборками,
украшенными фестонами и вышивкой английским
швом. Дырочки на такой вышивке использовались
для продергивания лент, которые служили как
дополнительные подвязки, удерживающие на ноге
чулки.
Зеркало большой моды
Представим
себе, как наряжали девочек перед тем, как идти к
фотографу. Влияние знаменитого бельевого стиля
("ланжери" - lingerie) на одежду для девочек
сделало ее зеркальным отражением большой моды.
Одежда для взрослых из белых (или цвета сливок)
тонких хлопковых и шелковых тканей была
предназначена для прогулок на природе,
пребывания на даче, на водах. В детской одежде
такие ткани и модели символизировали
торжественный случай.
В зимние месяцы стиль "ланжери" уступал
место платьицам из светлого сукна, из темно-
красного или синего бархата. Как и платья для
малышей, вся одежда для девочек старше 4 лет была
пышно отделана шнуром, вышивкой, лентами. Легкие
белые ткани вышивали гладью, мелким швом ришелье
(английский шов). Шерсть и бархат дополняли
шнуром, металлической тесьмой, лентами.
В обычные дни длинные волосы девочек постарше
заплетали в косы, но в особых случаях было
принято распускать волосы, украшая их большим
светлым бантом, повязывать яркую ленту вокруг
головы, поддерживая волосы, завитые в крупные
локоны.
Говоря о тех предметах, что сопровождали ребенка
в гости, к фотографу, на детские балы, нельзя
забывать и об игрушках. Обычными для девочек были
куклы и плюшевый мишка. В них играли до
10-15-летнего возраста, с их помощью формировались
отношения будущей матери со своими детьми,
навыки рукоделия, шитья, вкус. Игрушечный мир
направлял развитие детского сознания, был
уменьшенным миром взрослой жизни.
Форменное вилеколепие.
В дореволюционной России существовало
чрезвычайно уважительное отношение ко всяким
униформам - на то были свои исторические причины,
порожденные реформами петровского времени.
Детская одежда для учащихся школ, гимназий,
училищ не избежала сложившейся традиции. Дети
носили форму не только в учебное время. В театр, в
гости, на детские праздники и балы обязательно
надевали форму! У девочек-гимназисток была
повседневная и парадная форма (белый передник,
пелерина или подобие большого белого
воротника-косынки с воланами и кружевом). Девочки
15-16 лет использовали любую возможность, чтобы
блеснуть во взрослой одежде.
Конечно, все те виды одежды, что здесь
упоминались, были в ходу только среди детей из
дворянских семей, а также из среды просвещенного
купечества, интеллигенции, разночинцев и мещан.
Одежда русских крестьянских детей, их
сверстников из среды различных народов и
народностей Российской Империи была иной.
Процесс урбанизации - переселение крестьян в
города - постепенно вносил свои поправки в быт,
явственно отражаясь в манере одеваться.
Закрыта последняя страница альбома, но тема
истории детского костюма не исчерпывается этим
коротким обзором. Чем больше открывается фактов,
забытых подробностей и обстоятельств, тем больше
хочется рассказать - ведь здесь есть чем удивить
современного читателя. Здесь кроются истоки
многих сегодняшних моделей, вкусов и
предрассудков. Ведь детская одежда значительно
определеннее, чем взрослая, реагирует на
изменения экологии, достижения педагогики,
технологические новшества. Вот так, порой
задумываясь над давно забытыми вещами, мы
извлекаем для себя весьма поучительные и
достойные уважения и подражания примеры.
Марина Колева |