УВЕКОВЕЧЕННЫЕ В КАМНЕ
В самом конце XVIII века немецкий гравер А.
Зенефельдер изобрел новый способ печати -
литографию. Суть его состояла в том, что печатной
формой служила поверхность камня - известняка, на
которую жирной тушью наносился рисунок. Затем он
протравливался кислотой, проникающей только в не
покрытые жиром места, после чего все смывалось и
наносилась типографская краска, пристающая к
непротравленным частицам камня. Литография дала
художникам широкий выбор графических средств,
очень точно воспроизводивших штриховой рисунок,
т.е. линию, выполненную одним движением руки.
Новым способом печати рискнул воспользоваться
английский гравер Добсон, выпустивший серию
рождественских открыток... так и оставшихся
незамеченными целых пять лет. Возможно, публике
показалась малопривлекательной серо-белая
поверхность рисунков (впрочем, их иногда
раскрашивали вручную). Как бы то ни было, но такие
открытки стали бойко раскупаться наравне с
почтовой бумагой лишь в начале XIX века.
"ПОЧТОВЫЙ
ЛИСТОК"
Поздравительные открытки начинают печатать во
многих европейских странах. Становится модным по
случаю праздников рассылать открытки, вложенные
в конверт, но надписывать их не было принято. В
России текст на открытках (обычно английского
или французского производства) наносился в
мастерских заранее и покупатели выбирали не
только изображение, но и надпись. Стоили открытки
дорого. Почтовую бумагу, а с 1830-х годов и конверты,
могли себе позволить и небогатые люди, но вот
открытки были привилегией состоятельных. Цены на
открытки даже в начале нашего века колебались от
3-5 копеек за черно-белые до 5-10 копеек за цветные, а
простенькие фотооткрытки шли по 1 копейке.
Никаких собственных надписей на открытках
первой половины XIX века не делали - переписка
продолжала считаться делом сугубо личным. Такой
способ переписки - так называемое "скрытное
письмо" - был связан с правилами общественной
морали и в России, и в Западной Европе, но вскоре
произошли весьма заметные события, поколебавшие
устоявшиеся правила. По одним источникам, 30
ноября 1865 года оберпочтмейстер Пруссии Генрих
Штефан предложил ввести новый вид "почтового
листка" для открытых сообщений. Другие
источники утверждают, что эта мысль пришла в 1869
году профессору Венской военной академии
Эммануэлю Герману, заявившему, что треть
пересылаемых сообщений не содержат тайн и их
можно отправлять по почте в открытом виде. Но эти
идеи до поры до времени "повисли в воздухе",
поскольку почтовый сбор был высок и малое
количество текста не окупалось дорогой маркой.
Через несколько лет в Австро-Венгрии была
все-таки издана первая в мире открытка с
напечатанной маркой, предназначенная для
пересылки. Но до конца XIX столетия открытки
оставались безликими, лишь поздравительные
карточки разнообразили общую картину. Только на
рубеже веков во Франции книготорговец Л.
Беснардо наладил постоянную продажу
иллюстрированных открыток, отпечатанных
литографским способом.
ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ
В швейцарском городе Берне в 1874 году 22
европейские страны, включая Россию, учредили
Всемирный почтовый союз. Была подписана
конвенция о единой почтовой таксе и утвержден
принцип сбалансированности почтовых сборов.
Среди прочего приняли единый международный
формат открытки - 9 х 14 см.
ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ПРИНЦЕССЫ
В конце прошлого века художественная открытка в
России стала доступной широчайшим слоям
населения -от интеллигента до простого
крестьянина. Она достойно, наравне с книгами
"сеяла доброе, вечное". Издавались открытки
просветительские, видовые, с познавательными
картинками для детей, репродукции с произведений
отечественных и зарубежных живописцев. Способы
печати использовались и старинные -гравюра на
дереве, литография, и новые - фотография, а к 1910-м
годам - и печать-трафарет на шелке (шелко-графия).
Предназначенная радовать, открытка играет эту
роль и по сей день. Первые русские открытки к
Святой Пасхе и Рождеству были выпущены в 1896 году.
Этому событию предшествовала очень интересная и
необычная история.
После русско-турецкой войны 1877-1878 годов многие ее
участники остались инвалидами, были одиноки и не
имели средств к существованию. Среди таких людей
особую группу составляли сестры милосердия,
прославившие себя на поле боя, где они
самоотверженно выхаживали раненых. Российские
деятели искусства стали хлопотать об учреждении
Комитета попечения о сестрах милосердия
русско-турецкой войны. Дамой-патронессой, или,
как тогда говорили, попечительницей, этой
организации стала принцесса Евгения
Максимилиановна Ольденбургская (внучка
императора Николая I), в честь которой она и
получила свое название - Община святой Евгении.
Именно эта Община впервые в России начала
издавать книги по искусству, репродукции,
плакаты, поздравительные открытки. Издательская
деятельность приносила значительный доход,
который использовался на обустройство больницы
и жилья для сестер. Выдающиеся художники
передавали Общине свои работы, многие делали это
в благотворительных целях. Среди таких имен
нельзя не упомянуть И. Репина, К. Маковского, С.
Соломко. Новый период в русской графике с блеском
представляли К. Сомов, М. Добужинский, Л. Бакст, Б.
Кустодиев и А. Бенуа. Открытки с рисунками этих
мастеров стали явлением в культуре быта.
Художественное направление в русской живописи
конца XIX века, известное как "новый русский
стиль", удачно совпало со стихией открыток,
варьируя темы русских сказок, поговорок, былин,
давая возможность многим людям приобщиться к
истории русского костюма и событий
допетровского времени. Но самыми
многочисленными и рассчитанными на людей
неимущих были открытки с фотомонтажом и
подрисовкой. Ядовито-розовые или зеленые
подкраски с обязательной надписью "под
золото" считались в те годы символом пошлости,
а слащавые пожелания не раз высмеивались в
анекдотах и даже в литературе. Но парадокс
времени и состоит в том, что то, что было
несовместимо с хорошим вкусом когда- то, сегодня
обрело очарование простодушности и наивности, а
техническое несовершенство и неумелость
превратились в исторический документ.
Так уж вышло, что никакие новации не смогли сжить
со света радостную поздравительную открытку.
Есть в этом что-то необъяснимое, так много в
"открытом письме с картинкой" человечности,
тепла, отблеска детского ожидания праздника,
делающих открытку усладой для души и глаз".
Марина Колева |