И вот мне приснилось, что сердце мое
не болит, Оно - колокольчик фарфоровый в желтом
Китае На пагоде пестрой... висит и приветно
звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
Николай Гумилев
Обманчивая хрупкость изделий из фарфора,
странная способность переживать века заставляют
не просто воспринимать их форму, декор, качество
материала, но и признать за ними особую роль во
взаимосвязи эпох, в познавании бытия. Так же как и
человеческая жизнь, вещи совершают путь из
прошлого через настоящее в будущее, но им дано
совершать это движение не единожды. Обретая во
времени особую ауру давности, попадая в руки
потомков, они излучают тепло и аромат прошлого.
НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ФАРФОРА
В истории русского фарфора есть неожиданная
путаница дат. Императорский фарфоровый завод в
Петербурге был пущен в 1744 году, а фарфоровую
массу профессор Дмитрий Иванович Виноградов
получил в 1747 году. Объяснение простое - завод
работал на ввозном сырье. С появлением
европейской моды в быту российской знати стало
уделяться большое внимание сервировке стола.
Застолья второй половины XVIII века поражали
огромным количеством предметов из фарфора (до
полутора тысяч!). Таковы были не только
иностранные, но и отечественные сервизы,
изготавливавшиеся и на Императорском фарфоровом
заводе, и на заводе английского купца Фрэнсиса
Гарднера, открывшего в селе Вербилки фабрику.
Именно у него был заказан знаменитый Орденский
сервиз для Двора. На предметах этого сервиза
выполнена роспись с элементами и лентами русских
орденов -святых Андрея Первозванного, Георгия,
Александра Невского и Владимира.
В первой половине XIX века появляются частные
заводы и мастерские, большинство из которых
находилось в Гжельском районе Московской
губернии, богатом белыми глинами (их еще называют
каолин). Самым крупным из них был завод А.Г.
Попова, основанный в 1811 году в селе Горбуново
Дмитровского уезда, вблизи Сергиева Посада.
Изделия этого завода были со вкусом расписаны,
отличались разнообразием форм.
ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ В конце XIX века фарфоровые короли
Кузнецовы владели практически всей
фарфоро-фаянсовой промышленностью в России. За
границами их владений оставались только
Императорский фарфоровый завод, завод "Братья
Корниловы" и завод А.А. Миклашевского в селе
Волокитино Глуховского уезда Черниговской
губернии, изготавливавшие высокохудожественную,
а подчас и уникальную продукцию.
Начало фарфоровой семьи было заложено еще в
первой четверти XIX века. Ходили разговоры, что
богатство бесфамильного кузнеца Гжельского
района Якова Васильевича было добыто грабежом.
Якобы подстерег он с сыновьями на проезжей
дороге богатого купца и на те деньги завод
поставил в 1810 году. Давно это было, откуда у
кузнеца деньги взялись - дознаваться не стали.
Потом взяли себе Яков Васильевич с сыновьями
Терентием и Анисимом фамилию Кузнецовы.
У истоков.
В 1899 году Матвей
Сидорович Кузнецов основал и возглавил
"Товарищество Кузнецовых", пайщиками
которого стали его сыновья и близкие
родственники. О личности Матвея Сидоровича
известно много. Он был с юности послан обучаться
управлению фарфоровым производством в Ригу,
Проявил усердие, смекалку, упорство в достижении
поставленной цели. В девятнадцать лет женился на
купеческой дочке Надежде Вуколовне Митюшкиной,
имел с ней семерых сыновей и дочь. Став
единоличным хозяином всей фарфоровой империи,
всегда старался соответствовать модным
художественным стилям. Его собственный дом на
Басманной улице в Москве был выстроен в
новорусском духе, что не мешало Матвею
Сидоровичу выказывать восхищение иным стилям в
искусстве. Известно, что на юбилей другу он
заказал сервиз на Севрской мануфактуре во
Франции.
М.С. Кузнецов имел звание "Поставщик Двора Его
Императорского Величества", был кавалером
русских и французских орденов.
НАРОДНАЯ ПОСУДА
Особенностью кузнецовской фарфоровой и
фаянсовой посуды была не только массовость (на
многих изделиях продолжали ставить клейма
бывших владельцев: Гарднера, Попова, Ау-эрбаха и
др.), но и удивительная восприимчивость ко вкусам
потребителей, диапазон которых был широчайший -
от западноевропейского до восточного и даже
китайского.
Посуда в русском
стиле начала XX века была очень характерна для
кузнецовской продукции, декор этих изделий
близок к народному рисунку.
Популярность живописи русского модерна среди
западноевропейской и отечественной
интеллигенции была использована М.С. Кузнецовым
для заказа эскиза декоративного блюда у
замечательного художника Михаила Врубеля, а
также у художницы В.С. Серовой (мать великого
Валентина Серова - автора "Девочки с
персиками"), Но вопреки договору, как твердит
молва (других свидетельств не сохранилось),
Матвей Сидорович приказал растиражировать
изделия, тем самым нарушив договор. Застенчивого
Врубеля, попытавшегося возражать, выставили за
дверь, то же произошло и с Валентином Серовым,
бросившимся защищать друга и свою мать. Серов
вызвал Кузнецова на дуэль. Сначала Матвей
Сидорович не воспринял это всерьез, но, узнав, что
Валентин Серов не из тех, кто отказывается от
своих слов, да к тому же великолепный стрелок, он
перед всеми извинился, но деловых отношений с
художественной богемой больше не имел.
ТРАКТИРНОЕ РАЗНОЦВЕТЬЕ Многообразие стилей и
массовость кузнецовской посуды при всех
издержках включали в себя группу вещей,
отмеченных живительной силой давних традиций
мелких гжельских мастерских, где посуда
расписывалась вручную "вольно" и "от
души", следуя народным представлениям о
колорите и композиции. В этом ряду знамениты
трактирные чайники. Их форма и внушительный
объем были символом русского хлебосольства,
пристрастия к долгому чаепитию, красочности
народных гуляний и костюма.
Предметная и цветовая среда трактиров,
начинавшаяся с залихватской вывески, убранства
стен жостовскими подносами в пышных розах, белой
холщовой рубахи полового, блеска начищенных
самоварных боков, органично перекликалась с
яркой росписью кузнецовской посуды, сотворяя тот
уникальный цветастый мирок, что был присущ
русским трактирам XIX -начала XX века. Форма
чайников имела свои наименования -
"круглый", "трактирный", "репкой",
"каской". Свои названия были и у прочей
посуды: чашки "круглые", "толсторучка",
блюдца "тазиком", "дулькой",
"стопкой". Все эти формы бытовали с начала XIX
века.
ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР
Начало XX столетия внесло различные новшества в
декор фаянса и фарфора. Появляются механические
способы -трафарет, печать, декаль (переводная
картинка), но ручная роспись на кузнецовской
посуде продолжает занимать почетное место.
Значительная часть такой продукции была
ориентирована на Восток: Иран, Турцию,
Афганистан. Учитывая высочайший уровень
мастерства китайских рисовальщиков, изделия,
отправляемые в Китай или имитирующие китайские
сюжеты, делали механическим способом и марку на
них не ставили. Для каждой страны декор
подбирался отдельно. Кузнецовская
"восточная" посуда имела большой спрос. Это
объясняется серьезностью и масштабностью в
изучении рынков сбыта. Сохранилось письмо
русского посла в Иране, отвечающего на запрос
кузнецовских экспертов о ценах и вкусах местного
потребителя - от цвета и рисунка до форм и
ассортимента. Хотя еще в 1818 году в Коломенском
уезде в селе Лысцово был завод, делавший фигурки
и посуду для Ирана, но то были докузнецовские
времена.
ИКОНОСТАСЫ И КАМИНЫ Размах кузнецовского
производства коснулся и интерьера, причем не
только жилого, но и церковного. До наших дней
сохранилась Преображенская церковь в селе
Саввино Московской области, где прекрасный
центральный два придельных фарфоро-фаянсовых
иконостаса выполнены на пред приятии
"Товарищество Кузнецова" Состав
кузнецовского фаянса был утерян и случайно
открыт в 1969 году.
Иконостас блистает ярким декором и позолотой. В
сохранившейся старинной рекламе о подобной
продукции сказано, что "прочность фаянсового
иконостаса, красок и золота на нем гарантируется
на несколько лет".
Не меньшим размахом отличалось изготовление
фарфоро-фаянсовых каминов и облицовок для
комнатных печей. Цветные поливы, разнообразные
рельефы делали их очень нарядными.
Римскому императору Марку Аврелию принадлежит
суждение о том, что "жизнь бренна, слава
непостоянна судьба загадочна", но фарфору, при
всей бренности материала и загадочности судьбы
старинных изделий, сопутствует неизменная слава.
Марина Колева. |