Заметки по истории бытовой среды
конца 1940- х - начала 1950-х годов
Неумолимо отдаляя от нас те, еще очень узнаваемые
годы, история оставила нам множество бытовых
вещей и понятий, которые бесспорно отмечены
единым стилем.
С точки зрения сегодняшней, в этом стиле плотно
соединились все перипетии и уклад жизни
советских людей, их мышление, вкусы,
экономические возможности, система запретов и
ограничений. В советское время само понятие
"стильный" имело уничижительный смысл.
Многие помнят, как в начале 50-х годов велась
борьба со "стилягами" - молодыми людьми,
рискнувшими нарушить установленные партией и
правительством нормы поведения и фасон одежды.
В этом взгляде на себя со стороны - сходство с
театром зеркал, когда одно смешит, другое
приукрашивает, третье огорчает, четвертое
пугает. Войдем же в этот театр, чтобы вглядеться в
недавнее, задуматься о его значении в нашей
жизни, "на самих себя оборотиться". И хотя
взгляд на себя, как известно, страдает
пристрастностью, примем это как неизбежное и не
станем претендовать на право делать
многозначительные обобщения и выводы.
ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ
В начале ЗО-х годов стало очевидным официальное
деление искусства на признанное, полупризнанное
и непризнанное. Сложившаяся шкала ценностей в
искусстве строго ограничивала круг тем, жанров,
сюжетов, а соблюдение этих установок
приравнивалось к всенародному одобрению.
Все это касалось не только живописи, скульптуры и
архитектуры. Большинство бытовых вещей - посуда,
мелкая пластика, текстиль, открытки, флаконы для
духов - были выдержаны в том же духе. Тема
праздника прекрасно вписывалась в круг
разрешенных. Коллективный труд, отдых и спорт,
счастье от выполненной трудовой задачи были
темами, которые приветствовались в искусстве.
Многие художники из картины в картину
варьировали сюжет колхозного (сталелитейного,
строительного) праздника. На уставшего от
послевоенных невзгод советского человека эти
огромные красочные полотна, часто написанные
целой бригадой живописцев, действовали как
"успокаивающая терапия".
ОДИНОКИЙ ОГОНЕК В те годы единственным
иллюстрированным изданием был "Огонек", в
нем печатались цветные репродукции с картин
русских и советских художников. Строго в рамках
официального вкуса тиражировались только
произведения русской классики середины ХIХ века
и "разрешенные" советские живописцы.
Картинками из "Огонька" были оклеены стены
жилищ советских людей. Это стало неизменной
частью предметного мира той эпохи, формируя
художественный вкус и культурный кругозор.
Неизменное обилие красного цвета в полотнах
живописцев, в прикладных и бытовых вещах хотя и
было данью официозу, но, вероятно, шло и от
потаенного народного влечения к алому цвету как
символу радости и величия.
НА ДИВАННОЙ
ПОЛОЧКЕ Детская тема в творчестве выскользнула
из идеологических рамок и волей- неволей
восполнила вакуум душевности, лиричности. Так
возникла настоящая индустрия фарфоровых девочек
и мальчиков, играющих в пограничников, школьниц в
белых передниках и суворовцев, танцующих
полонез.
Картина художника Ф.Решетникова "Опять
двойка" была так растиражирована, что уступала
лишь "Утру в сосновом бору", т.е. "Мишке
косолапому". Замечательный художник И.Шишкин,
оставаясь малоизвестным широкому зрителю, был,
если прибегнуть к каламбуру, абсолютно узнаваем
на вкус.
Тема живой природы, развиваясь в литературе,
мелкой пластике и книжной иллюстрации, несла
большую нагрузку, решая и художественные, и
нравственные проблемы. В тургеневской традиции
были написаны книги для детей В.Бианки с
рисунками Е.Чарушина, большой успех имел роман Л.
Леонова "Русский лес". Эти произведения,
разрушая принятые стереотипы, несли читателю
искреннее чувство любви к родной земле.
Литература начинала - художники вторили. Слово
формировало общественный вкус. Отсутствие
других художественных ориентиров, изоляция от
иных культурных традиций и изменений моды
сказывались на этой повторяемости. Очень большое
влияние на тематику бытовых изделий из фарфора
оказали "Сказы" П. Бажова. Ленинградский
фарфоровый завод (ЛФЗ) и завод "Дулево"
выпустили ряд изделий с героями этих сказок. В те
же годы на Ленинградском фарфоровом заводе
специально для Всемирной выставки в Брюсселе был
изготовлен, возможно, самый знаменитый советский
сервиз "Кобальтовая сетка". Автором эскизов
была А. Ликелевич, а автор формы С. Лковлева
выполнила ее в 1936 году, и только в 1958 году сервизу
был присужден Большой приз. Спросом пользовались
изображения балерин. Фарфоровые и пластмассовые
балеринки были обязательным украшением диванных
полочек, этажерок и комодов. Их делали и на
Дулевском заводе, и на ЛФЗ, и в Вербилках.
КУХНЯ КАК ОБРАЗ
ЖИЗНИ Есть два российских понятия, которые
трудно объяснить иностранцам: дача и кухня. Ведь
дача - это не вилла и не коттедж, а образ жизни, так
же как и кухня, где собираются компании,
рассуждают о жизни, предпочитая ее комнате. И
если история с дачей восходит к тоске горожанина
по утраченной усадебной жизни, к привязанности к
деревянным домам, имеющей глубокие корни в
национальном сознании, то феномен кухни возник в
скученности и полумраке коммуналок.
Перечень бытовых вещей, которыми пользовались
хозяйки на кухне в конце 40-х и в 50-е годы, был
ограничен. Все выдавалось по карточкам или
распределялось на предприятиях. Единственным
спасением были кустари. Например, молочницы,
приезжавшие в город продавать молоко, везли его в
самодельных жестяных бидонах. Такими же
бидонами, только поменьше, пользовались
большинство хозяек. Роль бидона среди остальной
кухонной утвари того времени была особенной. В
нем носили и молоко, и суп, и подсолнечное масло, и
сыпучие продукты. Были еще и алюминиевые судки
мал мала меньше, скрепленные металлической
ручкой, они тоже были предназначены для переноса
пищи.
Эмалированная кухонная посуда советского
производства появилась лишь в середине 50-х годов.
Первые кастрюли были темно-зеленого цвета с
серо-голубой контрэмалью внутри. Тогда же
появились и эмалированные кружки. Чугунные
сковородки и гусятницы оказались настолько
прочными и удобными, что ими пользуются в
некоторых семьях и по сей день. Чайники
изготавливали из латуни.
Изменение классового состава общества, утеря
традиций приготовления пищи и сервировки стола,
дефицит продуктов питания очень своеобразно
сказались на судьбе старинной кухонной утвари.
Например, на сегодняшний день с тех времен
уцелело больше всего мельниц для кофе. Ответ
прост - кофе не было. Уцелело много старинных
столовых приборов, назначение которых
оставалось загадкой для их обладателей: ножи для
устриц, сыра, рыбы, креманки, судки для подогрева
мясных блюд и т.п.
Уже с середины 50-х в московском ЦУМе можно было
приобрести холодильник, но эту диковинку имели
единицы. Пищу сохраняли по- разному: масло и мясо
держали в холодной подсоленной воде. В некоторых
домах послевоенной постройки были встроенные
холодильные шкафы на кухне под окном. Кроме того,
окна кухонь всегда выходили на теневую сторону.
Все, что было связано с мытьем и стиркой в те годы,
составляло одну из самых сложных проблем.
Практически в ходу было лишь так называемое
"хозяйственное" мыло - бурый брусок, которым
иногда и мылись. Затем появилось
"земляничное" мыло - светлое, с отдушкой и
черное "дегтярное" для мытья головы.
Пользовались и старыми народными рецептами -
мыли голову растительными отварами, сывороткой,
яичным желтком. Неизменно ходили в баню, потому
что даже жильцы благоустроенных домов, где были
установлены газовые колонки, считали, что
по-настоящему вымыться можно только там. Стирали
с кипячением, добавляя каустическую соду для
дезинфекции и отбеливания.
В КОММУНЕ -
ОСТАНОВКА Говоря об убранстве жилища, мы имеем в
виду не квартиру, а комнату, ведь основная масса
городского населения жила в "коммуналках".
Очень условно убранство комнат советских людей
можно разделить на три типа. Первый, весьма
распространенный, появился в начале ЗО-х годов,
когда стали строить дома для военных, среднего и
высшего руководства. Дореволюционной мебели уже
не хватало, началось весьма интенсивное
производство так называемой казенной мебели.
Гарнитур состоял из дивана с валиками, стола,
стульев, шкафа, буфета, комода и этажерки, изредка
письменного стола и книжного шкафа. Для этих
вещей были характерны прочность и полная
стилистическая безликость.
Вторым и наиболее распространенным типом
меблировки с конца 40-х по конец 50-х годов было
смешение самых неожиданных вещей, среди которых
главными были чемоданы и табуретки. И если
чемоданы, как старинные фибровые или обитые
металлическими пластинками, так и советские
картонные или деревянные, были вместилищем
одежды, книг, то о табуретке следует сказать
особо. До 1917 года табуретки были в основном в
домах мещан, рабочих. В годы, о которых мы
рассказываем, они составляли наравне с кроватью
и столом главную часть мебели. Сбивали табуретки
из толстых крепких досок, большей частью они были
некрашеные, в конце 50-х, когда появилась в продаже
масляная краска, их стали красить в темно-зеленые
и коричневые цвета, и только в больницах - в белый.
При первой же возможности люди стремились
приобрести никелированную кровать с пружинным
матрасом. Такие кровати простояли вплоть до
конца 60-х, пока диван- кровать не вытеснил их из
интерьера. Этажерка, покрытая белыми
салфеточками, вышитыми швом "ришелье",
занимала, как правило, почетное место в
"красном углу". На нее ставили статуэтки,
ценные книги, коробочки с пуговицами и вазу с
подкрашенной в разные цвета сухой травой.
Третий тип меблировки был распространен в Москве
и Ленинграде, а в небольших городах встречался
редко. В набор мебели, помимо перечисленного,
входили платяной шкаф с зеркалом и комод. Кое у
кого эти вещи были старинными, из ценных пород
дерева. Громоздкие трельяжи из темного резного
дерева часто высились в коридорах, поскольку в
комнате не умещались.
СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ
Продукция
народных мастеров, простые кустарные украшения и
игрушки были островками искренней радости и
душевной вольницы. Особым успехом пользовались
коты-копилки. Кота Котофеича - любимца русских
сказок и народного лубка - делали из глины и
папье-маше, расписывали как душа подскажет.
Фигурки имели собственное "выражение":
коты-хитрецы, коты- тихони, коты-воришки,
коты-отличники, коты- дураки. В котах дети копили
деньги на коньки, билеты в кино, мороженое.
После войны игрушек было очень мало, поэтому
народные игрушки пользовались большой
популярностью у детей. Малыши с удовольствием
играли с богородскими резными игрушками: дернешь
за ниточку - и медведь начинает бить по пеньку.
Любили и климовские игрушки - яркие
складывающиеся пирамидки и зверей на колесиках.
К новогодним праздникам на рынках уютно
располагались румяные Деды Морозы и самодельные
бумажные елочные игрушки.
К концу 40-х годов появилось много стеклянных
елочных украшений, в это же время с отменой
лимита на электричество вошли в моду
электрические гирлянды. Запах хвои и
переливающийся серебряный "дождь"
преображали скромный быт тесных комнат.
К началу 50-х годов главной куклой страны стал
целлулоидный пупс - бесполый "голыш"
абрикосового цвета. Пупсы разных размеров были
устроены на один лад - ручки и ножки на резинке,
вращающаяся голова, голубые глазки и
нарисованные волосы.
Среди любимых мальчишечьих занятий - солдатики,
конструкторы и механические игрушки, но все же
основное время ребята проводили во дворах.
Играли в лапту и "чижика" (разновидность
лапты), гоняли почтовых голубей. Велосипеды были
редкостью (двухколесный велосипед в 1955 году
стоил 147 рублей, что равнялось двум средним
зарплатам). Особенный колорит в жизни больших
городов привносили старьевщики. Они ходили по
дворам, выкрикивая: "Старье берем!" К ним
сбегались дети, выменивая какой-то хлам на
свистульки, бумажные мячики на резинках,
заменявших иногда рогатки.
Чудо советской жизни тех лет - мороженое и
газированная вода с сиропом. Славилось
московское мороженое, его стремились
попробовать все приезжие. Реклама пломбира с
пингвином наравне с рекламой "Сберегательной
кассы" были единственной рекламой в СССР.
Мороженое ели в жару и в лютый мороз. Это
объяснялось тем, что оно было доступно по цене.
Газировка с сиропом также не столько утоляла
жажду, сколько казалась " сладостью", ведь
конфеты и сахар были лимитированы.
В советских кинофильмах тех лет запечатлена
достопримечательность - мороженица с тележкой,
накладывающая ложкой в бумажный стаканчик
мороженое, или тетка, продающая газировку.
МОДА - ВЕСЕЛОЕ ЗЕРКАЛО СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ
Почти мистическое чувство очищения, которое
испытывали советские люди в начале 60-х годов,
переезжая из полуподвалов в "хрущевки", было
обусловлено всей предыдущей жизнью. Только
спустя годы многие стали сожалеть о том, что
сгоряча выбросили старинную мебель, бронзу,
утварь. А ловкачи, собиравшие на помойках
подобные вещи, к 70-м годам уже стали весьма
состоятельными.
Из чего творили
одежду. В конце 40-х - начале 50-х годов главной
"модой" страны была перелицовка старых
вещей. Дореволюционные ткани отличались высоким
качеством, их перелицовывали по два раза, а когда
они прорывались, придумывали комбинированные
вещи. Делали рукава из одной ткани, платье - из
другой, добавляя для гармонии воротник или кайму
на подоле из той же материи, что и рукава. Очень
популярным являлось подобие сарафана из
поношенного платья, под которое надевали светлую
блузку. Так же перелицовывали пальто,
приукрашивая потертые обшлага большими меховыми
манжетами или муфтой. Швейная промышленность в
сегодняшнем понимании отсутствовала. Дома
моделей оставались всего лишь шикарными ателье
для очень узкого круга людей.
Шить у портних, даже доморощенных, могли далеко
не все, поэтому счастливчиками считались
обладатели швейной машинки. Это сокровище
передавали по наследству. И хотя большинство
швейных машинок были дореволюционного
производства фирмы " Зингер", работали они
исправно. Выкройки продавались в ГУМЕ. Попытки
следовать предлагаемой моде терпели неудачу.
Крой решался в пользу экономии ткани. Модели с
туниками, басками, солнце-клеш оказывались не
осуществимыми на практике - не хватало тканей,
поэтому большинство женщин носили платья,
отрезные по талии с небольшим рукавом и пояском.
Были в моде воротники из белого шифона, вышитого
машинной вышивкой или ришелье.
Шляпки. В те годы их носили в основном городские
женщины. Шляпы делали из фетра, велюра, черной и
светлой соломки, украшали лентой, вуалетками,
цветами, булавками. Модели шляп, так же как почти
все фасоны одежды и дополнения к ней,
заимствовались из кинематографа. Именно кино
определяло в ту эпоху в СССР моду во всем ее
многообразии. Одежда, в которую были одеты
героини любимых актрис, мгновенно становилась
эталоном для подражания.
Украшений носили мало, хотя знаменитый на всю
страну ювелирный магазин в Москве в
Столешниковом переулке предлагал массу
прекрасных изделий дореволюционной работы. Это
были вещи, которые государство реализовывало
через торговую сеть. Цены кажутся нам теперь
странными: например, кольцо из золота с
несколькими мелкими бриллиантами стоило 70
рублей, столько же составляла и средняя зарплата
по стране.
Основная масса советских женщин могла себе
позволить лишь серебряную позолоченную брошку в
виде зажима для галстука с уральским камнем. В те
годы спросом пользовались броши и бусы. Серьги,
кольца, цепочки носили редко. Обручальные кольца
считались мещанством, и их носили только пожилые
люди. С появлением первых женских часов
отечественного производства вошли в моду черные
репсовые ремешки.
Прическа и макияж. В популяризации моды важную
роль сыграли открытки с изображением актрис кино
и театра. Но, поскольку сфотографированы они были
по пояс, их влияние ограничивалось прической и
макияжем. В послевоенные годы носили
шестимесячную завивку под названием
"перманент". Делали ее с помощью громоздкого
сооружения, подключая к каждому специальному
бигуди электрический ток. Очень распространена
была и укладка волос с помощью щипцов, которые
держали над газовой горелкой или в электрическом
нагревателе и, помахивая в воздухе, чтобы не
сжечь волосы, закручивали тугие букли и делали
волнистые полукруглые пряди вокруг лица. В
домашних условиях чаще всего волосы накручивали
на бумажки и веревочки.
Дырявое чудо. Среди модных вещей той поры были и
курьезные. К ним относится знаменитая сумка
"авоська" - легкая, объемистая, немаркая.
Сначала "авоськи" плели кустари, но вскоре
инициативу подхватили государственные фабрики,
производившие их в неимоверных количествах.
"Авоськи" дожили и до эпохи синтетических
волокон.
Обувь, чулки, носки. Особенно безотрадно
выглядела обувь. Несмотря на многочисленные
решения партии и правительства, положение не
менялось. Мечтой любой женщины было иметь
лодочки на "венском" (среднем) каблуке. В
послевоенные годы женщины ходили в коротких
ботиках на кнопках, надеваемых на обувь. Мужчины
и дети носили галоши, зимой их надевали на
валенки. У людей, занимавших руководящие посты,
зимней обувью были бурки - высокие фетровые
сапоги светлого цвета, отделанные коричневой
кожей. Те, кому удавалось раздобыть кусок кожи,
могли сшить себе обувь на заказ, но
обувщики-надомники работали незаконно и попасть
к ним можно было только через знакомых.
Коричневые чулки и носки делали из
хлопчатобумажных нитей двух видов: " в
резиночку" и гладкие. Чулки из
высококачественного хлопка (фильдеперсовые)
оставались уделом избранных. Шелковые,
вискозные, а впоследствии капроновые чулки со
швом сзади стали носить многие женщины только с
середины 50-х годов. Ученицам старших классов
носить прозрачные чулки запрещалось.
ТАЙНА "ТЭЖЭ"
Флаконы с
одеколоном и духами были близки по роли в
интерьере к фарфоровым фигуркам: их берегли как
украшения. Духами пользовались только в особых
случаях. Самый известный парфюмерный магазин в
Москве находился на углу Тверской улицы и
Камергерского переулка. Все подобные магазины
назывались весьма таинственно - " ТЭЖЭ", что
означало всего- навсего "товары для женщин".
До 1917 года в Москве работали две парфюмерные
фабрики, позже переименованные в фабрики
"Свобода" и "Новая Заря". Надо отдать
должное флаконам для духов с притертыми,
выточенными вручную пробками - они были
действительно красивыми. Самые модные духи того
времени: "Красная Москва", "Манон",
"Красный мак", в середине 50-х годов -
"Пиковая дама", "Лель", "Огни
Москвы". Мужские одеколоны: "Кремль",
"Золотая звезда", "Шипр", "Ориган".
Многие из этих ароматов - родом из
дореволюционной поры. Известно, что "Красная
Москва" раньше называлась "Букет
императрицы", и таких примеров заимствования
ароматов несколько.
Насыпная пудра трех видов (белая, розовая, рашель)
упаковывалась в круглые картонные коробочки.
Самая дешевая - белая - называлась "Лебедь".
Во времена обилия китайских товаров продавались
книжечки рисовой пудры.
С кремами, помадой дело обстояло гораздо сложнее
- из-за отсутствия сырья, но все же кое- что
выпускалось. Употребление косметики считалось
"чуждым вкусом". Суровый советский быт не
располагал к тому, чтобы красить губы или делать
маникюр. Эти "мещанские" привычки часто
высмеивались в сатирическом журнале
"Крокодил". На Дулевском фарфоровом заводе
изготовили даже скульптурную группу "У
маникюрши" (автор НА. Малышева, 1954 г.), похожую
на "крокодильскую" карикатуру.
Брови выщипывали, превращая их в модную ниточку.
Тушь для ресниц начали производить только в 60-е
годы. Краска для волос отсутствовала до конца 50-х
годов. Появившаяся "Гамма" восьми оттенков
просуществовала до конца 70-х. Популярной была
жидкость под названием "Восстановитель для
волос".
Спросом пользовалась и продукция Рижской
парфюмерной фабрики, отличавшаяся разнообразием
и считавшаяся более качественной. Для
гигиенических целей продавался туалетный уксус,
а в начале 60-х годов - туалетная вода
"Сирень", "Жасмин".
ДОЛГОЕ ЭХО ФЕСТИВАЛЯ
В 1957 году грянул
Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Главной неожиданностью стало его значение в
последующей жизни страны. В Москву съехались
сотни молодых людей со всего мира. Москвичи
переживали нечто схожее с началом XVIII века в
России, когда зеваки толпами ходили глазеть на
негров и прочих экзотических людей. Поскольку
гости и растерянные московские жители были
сосредоточены в определенных местах гуляний (за
пределами центра города и района ВДНХ находиться
иностранцам запрещалось - за этим следили), то
общение, несмотря ни на что, было тесным. Кое-кто
решался поучаствовать в совместных танцах и
играх. Большинство стояло и смотрело, как
веселятся иностранцы.
После фестиваля начала давать первые сбои хорошо
отлаженная, годами проверенная советская машина
запретительства.
Девушки стянули аптечными резинками волосы на
затылке - так появилась прическа "конский
хвост" и поубавилось косичек с бантиками,
собранными в "корзиночку". На улицах
показались первые бесстрашные модницы в брюках,
на них показывали пальцем, стыдили. Было в
порядке вещей одергивать и даже общественно
порицать фестивальную моду молодежи ходить
обнявшись или целоваться на улице. Цвета, в
которые стремились одеваться молодые, стали
ярче, модели - смелее. Очень распространенными
становились юбки в складку, плиссе, косынки с
геометрическим орнаментом, сумки через плечо.
Кругами расходилась по стране новая мода, музыка,
новые слова и выражения в молодежном языке. На
закрытии фестиваля в небо взлетели сотни белых
голубей, считавшихся, с легкой руки Пабло
Пикассо, символом мира. Символика борьбы за мир
охватила все виды искусства и быта - от огромных
полотен до кружек и пепельниц. Среди голубей,
гербов и строек особым качеством и пышностью
отличались портретные изображения на бытовых
вещах.
Нам остается надеяться, что эта статья вызовет
интерес к недавним временам, не даст затеряться
огромному количеству вещей - свидетелей тех лет,
составляющих значительный пласт материальной
культуры нашей страны.
Марина Колева |