Самая красивая бирюза добывается в
исторической провинции Хорасан в Иране.
Поразительно то, что нишапурским разработкам
уже десять тысяч лет, но они все еще
используются.
РАЗНОЦВЕТНАЯ КРАСОТА
Необычной особенностью недорогих
украшений начала XX века в России было
разноцветье камней на одном изделии:
хризолит, бирюза, речной жемчуг соседствовали
с розовыми, красными, синими, фиолетовыми
стразами. Эта кажущаяся нелепица, "мещанский
вкус", имела корни в народном представлении о
праздничности и красоте, восходящем к
вышивке, крестьянскому костюму к природной
картине летнего разнотравья.
Люди еще не утратили традиционного
восприятия цвета, в данном случаев камне как
символе радости, а не только знака богатства.
Желание по- трафить этим вкусам явственно
проявляется в череде изделий такого толка.
Вкусы эти учитывались и торговцами, и самими
мастерами. Особенно знаменитыми были
Красносельские промыслы близ Костромы и
Рыбная Слобода под Казанью, изделия
ювелиров из Богемии и Австрии. Все они и
были главными поставщиками подобного
товара в Россию.
СИЯЮЩИЕ ЭМАЛИ
Эмаль - это особый сплав стекла,
окрашенный в различные цвета окисями
металлов. Эмалевые краски сохраняют блеск и
свежесть навечно, потому так ярки и нарядны
изделия, украшенные ими. Среди способов
нанесения эмалей на изделия из серебра или
золота самым известным и относительно
простым можно считать роспись. Другие виды
эмалей - выемчатая или перегородчатая -
сложны в исполнении и стоят дорого.
Русские ювелирные изделия с эмалевой
росписью, популярные в той среде, о которой
мы ведем рассказ, - это в основном броши и
медальоны для фотографий или локона.
Доступные по цене, очень красочные,
использующие столь любимые мотивы из
крупных цветов или цветочных гирлянд,
выполненные в основном на серебре мастерами
костромских промыслов, они, на удивление,
последовательно отразили моду набоек на
шалях, не забывая даже обрамлять цветочные
композиции кобальтовыми рамочками, словно
подчеркивая светлое поле, окружающее эти
радостные букеты.
В 1920-е годы Кока Шанель,
вдохновленная массовой ювелирной продукцией
русских мастеров начала XX века, придумала
несколько брошей и подвесок из обычного
металла со стеклами и эмалью в "русском
стиле".
ЦВЕТ И ИСТОРИЯ ГРАНАТА
Редкий человек на Руси никогда не
видел или ничего не слышал о таком самоцвете,
как гранат. Многие страницы посвятили ему
великие писатели Н.С. Лесков и А.И. Куприн,
написавший повесть "Гранатовый браслет".
Мода на этот минерал протянулась со времен
средневековья, но вставки из граната
встречаются и в очень древних ювелирных
изделиях.
Большая мода на гранат началась во
второй половине XIX века, обилие украшений с
гранатом сделало их очень дешевыми, а потому
непрестижными. Особая техника крепления
мелких камней была изобретена в Богемии, где
и добывался этот пламенно-красный минерал.
Свое название гранат ведет от
латинского granum, что означает "зерно", а
также "красная краска". Связано это, вероятно, с
тем, что наиболее часто встречающаяся окраска
граната красная. Блеск минерала переливается
от стеклянного до смолистого.
В ювелирном деле чаще всего
используются гранаты огненно-красные
(пиропы), сизо-красные (альмандины),
изумрудно-зеленые с золотинкой (демантоиды).
|