С
давних пор зеркало считается магическим
предметом, полным тайн и волшебства (а то и
нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию
пору языческим культам многих народов, которые
видят в нем космическую силу Солнца.
Знак Венеры.
Еще древние египтяне толковали крест,
переходящий в окружность, как эротический
жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху
европейского Возрождения, в этом символе увидели
изображение дамского туалетного зеркала с
ручкой, в котором так любила разглядывать себя
богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII
века, когда в Голландии освоили их кустарную
технологию. За ней последовали Фландрия и
немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году
возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров
Мурано, расположившийся под Венецией, в морской
лагуне. Специально созданный Совет Десяти
ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески
поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего
мира: слишком велики были прибыли от монополии,
чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов
переселили под предлогом обезопасить Венецию от
пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико
из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из
стекла и половинки его раскатали на медной
столешнице. Получилось листовое зеркальное,
отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью
и чистотой. Так произошло главное событие в
истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались
выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в
XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и
посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и
вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и
вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное
стекло стали получать не выдуванием, как то
делали в Мурано, а литьем. Технология заключается
в следующем: расплавленное стекло прямо из
плавильного горшка выливают на ровную
поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого
способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в
Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной
73 метра и нуждплпсь в зеркалах большого размера.
В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал , чтобы их
сиянием ошеломить тех, кому посчастливится
побывать в гостях у короля в Версале. Как после
этого было не признать за Людовиком XIV права
именоваться "король-солнце"?
"ГРЕХ ЗАМОРСКИЙ"
На Руси почти до
конца XVII века зеркало считалось заморским
грехом. Люди благочестивые его избегали.
Церковный собор 1666 года взял да и запретил
духовным лицам держать в своих домах зеркала.
"Только зеркала в малом формате привозились
из-за границы в большом количестве и составляли
принадлежность женского туалета", - писал Н.И.
Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в
России "значение комнатной мебели зеркала
получили едва ли не со второй половины XVII века, но
и в это время они составляли убранство одних
только внутренних постельных хором и не имели
еще места в парадных приемных комнатах.."
Добавим, что и там они были скрыты завесами из
тафты и шелка или хранились в киотах (рамах и
шкафчиках с дверцами). Зеркала противоречили
"благочестиво-назидательному, научительному и
строгому характеру всего убранства" русского
дома того времени. -При Петре Великом в Москве, на
Воробьевых горах, возвели "анбар каменный и
длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять
аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу
белой глины". Пришло время и России делать свои
зеркала.
Став важным элементом меблировки и декора,
зеркало потребовало соответствующего
обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение
художественный вкус, особенность дарования
ювелиров и художников, национальный колорит,
мастерство и, конечно, время, которому подвласны
и ремесла, и искусство.
Подарок королеве.
В конце XVI века, поддавшись моде, французская
королева Мария Медичи решила обзавестись
зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было
приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за
большой заказ венецианские мастера подарили
королеве уникальное зеркало, отделанное агатами,
ониксами, смарагдами и инкрустированное
драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в
Лувре.
Сколько стоит РАФАЭЛЬ
Зеркала были
чрезвычайно дороги. Покупать и
коллекционировать их могли лишь очень богатые
аристократы и королевские особы.
Страстными коллекционерами зарекомендовали
себя английский король - Генрих VIII и французский -
Франциск I.
Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см
стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того
же размера - около 3000 ливров.
Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с
имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а
герцогиня де Люд продала серебряную мебель на
переплавку, чтобы приобрести зеркальную.
ЗЕРКАЛЬНЫЕ страсти
Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным
кружевом, в свое время царевна Софья
(правительница при царях-мальчиках Иване и Петре)
подарила своему сердечному другу князю Голицыну.
В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына
Алексея было отписано в казну 76 зеркал
(зеркальные страсти уже бушевали и среди русской
знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с
собой в ссылку в Архангельский край. После его
смерти зеркало среди других вещей по завещанию
князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и
дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в
фондах Архангельского краеведческого музея.
ЕСЛИ ВЫ ПРИОБРЕЛИ АНТИКВАРНОЕ ЗЕРКАЛО:
Обратите внимание на состояние поверхности,
гравировки,травления,а также фасета по краям
(скошенной грани).
Внимательно осмотрите раму: нет ли утрат,
имитаций, бронзы вместо золота.
Приглядитесь к оттенку зеркальной поверхности. V
старых зеркал с наводкой оловом (ртутной
амальгамой) оттенок синеватый. У зеркал с
серебряной наводкой оттенок чуть желтоватый, а
зеркало более "яркое". (Последнее можно
датировать не раньше чем XIX веком.)
Имейте в виду, что в старину зеркала с фасетом
вставлялись в раму. Если вам предлагают зеркало
без рамы, значит, ее сняли или реализовали
отдельно.
Зеркало с гравировкой или травлением по краям не
требует рамы. Такие зеркала крепили болтами к
панелям - если его предлагают в раме, скорее
всего, это новодел.
Рамы старинных зеркал допускают осторожную
домашнюю реставрацию, если это касается
небольших фрагментов. Для этого с сохранившегося
фрагмента рамы снимается слепок. Поверхность
фрагмента смазывают вазелином или растительным
маслом, а сам слепок делают пластилином. В ряде
случаев используется специальный герме-тик,
который застывает в виде резиновой массы и
поэтому легко снимается с оригинала. В
полученную форму заливают тщательно
перемешанную гипсовую смесь с клеем (желательно
ПВА). Предварительно на внутреннюю поверхность
формы надо кистью нанести гипсовую смесь.
Оставшуюся смесь просто залить в форму.
Застывший гипсовый фрагмент еще влажным (он
лучше режется) подгоняют по месту, высушивают
(без нагрева) и приклеивают. Затем тонируют и
золотят. Но если вещь очень древняя и ценная,
лучше сразу обратиться к
специалисту-реставратору. Особый интерес
представляют металлические ручные зеркала -
бронзовые, медные, стальные, серебряные и даже
золотые.
Как правило, на них можно найти клейма мастеров
или цехов, которые обычно сверяют по
справочникам (это обязательно для золотых и
серебряных вещей).
Антикварные зеркала, продаваемые на аукционах
или в антикварных магазинах, обязательно должны
иметь сертификат, который удостоверяет ценность
выставленного на продажу предмета,
Ким Буровик |