ТАИНСТВО ДРЕВНЕЙ СМОЛЫ

В зыбкой картине наших представлений о прошлом земли есть нечто ставшее осязаемым отпечатком времени, отдаленного от нас пятьюдесятью миллионами лет, - это янтарь.

Плавание вспять по реке времени всегда увлекало людей. Множество научно- фантастических книг, кинофильмов пытаются воспроизвести эпоху летающих ящеров и динозавров, сталкивая ее с поступками и образом мыслей современного человека. Но это всего лишь искусственная конструкция, едва намеченный силуэт действительных событий в истории природы.

ЗАСТЫВШЕЕ МГНОВЕНИЕ

Леса дышали жарко и пряно. Пятидесятиметровые сосны изливали нескончаемые потоки благоуханной живицы - залечивающей трещины смолы, застывшие капли которой дошли до нас в виде янтаря. Тайна гигантских лесов необыкновенной высоты до сих пор не разгадана наукой. Это был лес-сообщество - единый организм, состоящий из великого количества растений, насекомых, мелких земноводных. Когда по воле случая древняя смола накрывала какого-то жучка, мгновение становилось достоянием вечности. Такие включения в янтаре называют инклюзиями. Захваченными врасплох и сохранившимися на века оказались не только ящерицы или лягушки, насекомые, растения и семена, , но и капли росы, пузырьки воздуха. Их консервация произошла внезапно, навсегда сохранив Тот воздух и Ту воду. Любые инклюзии очень важны для науки и высоко ценятся ювелирами. В начале нашей эры за кусок янтаря с мушкой финикийские торговцы драгоценностями платили сто двадцать мечей и шестьдесят кинжалов. До Второй мировой войны самой значительной коллекцией янтаря с включениями было погибшее во время бомбардировок собрание Кенигсбергского университета.

Янтарь костяной в серебряной оправе, 1980-е годы.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАПЛИ

Формы янтаря - капля, каплеподобная, сталактиты, натеки - используются в ювелирном деле без изменений, лишь полируются. Куски в форме капель достигают иногда величины крупного лимона. Самые большие янтари были найдены во второй половине XIX века в Пруссии (12 кг) и Померании (9,7 кг).



ВСЕ ОТТЕНКИ МЕДА

Главнейшим качеством янтаря, определившим ему заметное место в череде ювелирных камней, является цвет. К сожалению, уже через год после полировки янтарь окисляется, темнеет, со временем темной становится и внутренняя часть самоцвета. Палитра оттенков янтаря так обширна, что даже у специалистов нет о ней единого мнения. Одни считают, что таких оттенков 200, другие - 350. Цвет - эталон стоимости янтаря. В Древнем Риме ценили вишнево-красный янтарь. Европейцы долгие века считали, что красив только янтарь, проваренный в меду, отмеченный особыми переливами золотистого тона и издающий медовый аромат. На средневековом Востоке увлекались облачно-белым янтарем. В наше время самый популярный - прозрачный и полупрозрачный сорт с зеленоватым отливом.

ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙ

Богатейшим местом добычи янтаря является месторождение Приморское, занимающее часть Калининградской области. Добывают янтарь и в Польше, на востоке Германии, в Литве и Латвии. Наука пока затрудняется объяснить, почему именно эти места в Северной Европе стали родиной янтароносных лесов. С XIX столетия пошла, хоть и весьма условная, система распределения самоцветов по сортам. Мы приводим современную градацию янтаря по качеству. Итак, лучшим из лучших считается сорт кляр. Медового цвета камни прозрачны и легко полируются. Следующим по красоте принято считать полупрозрачный дымчатый сорт. Камни слегка подернуты туманом или пузырьками воздуха, цвет у этого сорта - от желтого до темно-желтого, красный и, наконец, редчайший голубой. На третьем месте - самоцветы, называемые бастард. Этот сорт среднепрозрачен, желтого цвета с темными пятнами. Так же как и первый сорт, эти виды янтаря легко полируются. Из остальных сортов самый известный костяной. Время от времени мода возносит его в ранг кумира. Связано это с тем, что он схож со старой слоновой костью. Оттенков у него мало, и он плохо полируется. Оставшиеся сорта обработке не поддаются и, хоть различаются по цвету, выглядят грубовато (пенистый, слоистый, вскрышной). Классифицировать янтарь по сортам следует с осторожностью, поскольку в одном камне могут присутствовать сразу несколько видов.

СОЛНЕЧНОЕ ОБАЯНИЕ

Яркая фактура, неиссякаемая декоративность янтаря диктовали особое отношение к нему на протяжении последних трехсот лет. Пик моды на изделия из этого самоцвета пришелся на стили барокко (XVII век) и рококо (первая половина XVIII века). Пышная жизнерадостность и изысканный рокайльный завиток - все это сполна отразили резчики по янтарю в огромном множестве драгоценных предметов, которые было модно дарить друг другу и подносить в качестве государственных даров среди европейской знати. Ларцы, блюда, кружки, вазы, табакерки, курительные трубки, мундштуки вытачивали из цельных кусков или выполняли в технике мозаики.

В XIX веке безделушки из янтаря неизменно присутствуют в интерьере. Не меньшей популярностью пользовались шляпные булавки с янтарной головкой, набалдашники для тростей, ручки для зонтиков, запонки, пуговицы. В начале нашего века стали носить крупные янтарные бусы, брелоки из разноцветного янтаря в виде виноградной грозди, пасхальных яиц или шишечек. Такие украшения прикрепляли к серебряным цепочкам для часов или к поясу. Серебряная оправа считалась наиболее традиционной для янтаря, хотя в последние десятилетия прозрачный высокосортный янтарь стали обрамлять в золото, подчеркивая его тон.

ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОТ БОЛЕЗНЕЙ

Толченые самоцветы издревле входили в состав лекарств, незаменимой частью которых считался янтарь. Его лечебные свойства подтверждаются современными исследователями. Концентрированные соли янтарной кислоты стимулируют нервную систему, регулируют работу почек. Бусы из необработанного янтаря носят при заболеваниях щитовидной железы. Слово "янтарь" созвучно названию "гинтарис", что в переводе с балтийских языков звучат не только как "янтарь", но и как "защита от болезней".

СЛЕД ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

История янтаря - это стихия случайных событий, сокрушительных войн, самозабвенного творчества ремесленников и изысканного вкуса августейших особ. Это хитросплетение больших политических расчетов и маленьких человеческих радостей.

Славная Янтарная комната начала свое существование благодаря желанию прусского короля Фридриха-Вильгельма I украсить стены своего кабинета в Потсдаме янтарными панелями. Для этой цели был приглашен датский мастер Готфрид Туссо. Работа закончилась в 1709 году, а спустя 7 лет янтарная отделка кабинета была преподнесена Петру I. Такая щедрость короля объяснялась интересами политическими. В России у янтарного чуда была счастливейшая судьба. Его перенесли из Зимнего дворца во дворец в Царском Селе 7б рослых гвардейцев и разместили в светлой комнате площадью 55 кв. метров. Целая серия обновлений, дополнений, множество предметов интерьера, выточенных из янтаря - столики, шкафчики, шкатулка, подсвечники, люстры, - были сведены в единый ансамбль 22 зеркальными пилястрами и золоченым карнизом с купидонами и цветами. Все искрилось теплом и светом, являя собою замечательный образец стиля рококо в его российском понимании. После революции Янтарная комната стала частью музейного комплекса. Еще живы люди, видевшие ее собственными глазами. В 1941 году во время оккупации янтарное творение было менее чем за двое суток демонтировано немецкими солдатами и вывезено в Кенигсберг, где до 1945 года выставлялось в музее. С наступлением Красной Армии янтарные панели сняли и спрятали. Место нахождения их неизвестно.

Странно и быстро меняются вкусы, насыщается любопытство, тускнеет радость от прикосновения к одному из самых знаменитых событий в истории недр - возникновению янтаря. Может быть, изобилие этого камня в нашей стране сыграло с нами злую шутку -мы перестали им восхищаться, испытывать трепет от осознания себя частью биосферы, в которой заключено и то, что было на земле до появления человека, и его сегодняшняя судьба, здоровье, благополучие.

Марина Колева


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz