Игра с трепещущим лучом

Хрусталь -это праздничный звон бокалов и музыка застолий, сверкание люстр и радужная игра света в гранях. Прислушайтесь к тому, как тает под потолком его нежный звон, напоминая о том, что все надежды когда-нибудь сбудутся.

ВСЕГО ЛИШЬ КВАРЦ?

Слово krystallos греческое, одно из его значений - лед. Относилось оно к природному бесцветному кварцу, известному с древности. Параллель со льдом возникла не случайно, она даже переросла в стойкое представление о том, что бесцветный кварц - это "окаменевший лед". Впервые чистый горный хрусталь был обнаружен в Швейцарских Альпах, среди снегов и льдов. Его вид и породил легенду. На осколках давних представлений и поныне существуют гадальные шары из природного хрусталя, обладающие, как полагали, космогонической силой и целебными свойствами. Очень любили хрусталь ювелиры эпохи Возрождения. Сохранились шкатулки, кубки, вазы, выточенные из толщи хрусталя. Особенно знаменит ларец в золотой оправе работы ювелира XVI века Валерио Белли.

1976 году, мало кем замеченный, прошел 300-летний юбилей изобретения освинцованного стекла, называемого хрусталем, открытие которого приписывается англичанину Джону Равенскрафту. После долгих трудов, предшествующих получению стекольной массы, свободной от включений и пузырьков, в 1676 году он получил изделия исключительной прозрачности и радужной игры, напоминающей блеск бриллиантов. Такое сходство обеспечило хрусталю большой спрос среди европейской знати. Предметам из свинцового стекла были присущи массивность, парадность, "королевский вид". Позже различные способы производства хрусталя стали применяться мастерами Англии, Богемии, Голландии, Саксонии, России и Франции.

Из тени в свет.

Жилые помещения дворцов и усадебных особняков XVIII столетия были погружены в полумрак. Возможно, поэтому символом века была окутанная дымкой, ускользающая прелесть загадочной красавицы: "Ее глаза - как два тумана/Полуулыбка; полуплач..." Лишь по случаю балов и празднеств зажигались многочисленные свечи. Ворвавшись в обиталища сумрака, хрусталь стал своеобразной ловушкой света, вспыхивая под случайным лучом, переливаясь в отблесках ясного дня. Именно хрусталь видоизменил световую среду Галантного века. Отражение в зеркалах ниспадающих хрустальных подвесок огромных люстр, имевших по 20 и более свечей, и разнообразных жирандолей (были такие канделябры в пышном хрустальном уборе, а слово это переводится как "сноп водяных струй") многократно усиливало мерцание свечей. Поэзия сумерек и блеск драгоценностей в искрах света - все это результат специального расположения хрустальных деталей на осветительных приборах, их расстановки и соотношения с большими зеркалами, вошедшими тогда в моду. Стеклоделы добавляли в хрусталь окиси различных металлов, и соцветия люстр, спускающиеся с потолка на длинных цепях, задрапированных шелковыми тканями, превращались в пепельно-сиреневые облака, позванивающие при малейшем сквозняке.

Хрусталь всегда существовал в единстве с металлической монтировкой, будь то золоченая бронза, медь, латунь, серебро или золото. Мы любуемся творчеством мастеров разных ремесел, наслаждаемся тихим перезвоном дымчатых подвесок, искусной гравировкой или гранением. Русские осветительные приборы XVIII века с хрусталем отличались наличием стержней из цветного стекла - синего, красного, золотистого, бирюзового. Рецепты получения такого стекла были созданы М.В. Ломоносовым.

И горечь и восторг.

Оставаясь предметом роскоши, хрусталь очень скоро обрел и другую роль. Прежде всего это касалось бижутерии, украшения одежды, сумочек, пряжек для обуви, гребней, вееров, шляп. В среде французской аристократии родилось презрительное определение - "дешевая роскошь", адресованное претензиям низших сословий выглядеть модно и богато.

История имитации драгоценных камней бесконечно стара, но после изобретения Равенскрафта потребность в подделках резко возросла. Соблюдение условностей, "приличий", требующих, чтобы у женщины были украшения, которые полагалось носить, выходя в свет, приобретало иногда в XIX веке драматический оборот. Подобный случай описан в новелле Ги де Мопассана "Ожерелье". Бедная молодая женщина одолжила у состоятельной подруги бриллиантовое колье и... потеряла его. Десять лет она копила деньги, утратила красоту и здоровье и, как-то увидев давнюю подругу, рассказала ей, что все эти годы выплачивала долги, чтобы возместить потерю. Ошеломленная подруга воскликнула: "Все мои бриллианты были фальшивые!"

Ремесло по изготовлению ювелирных стекол особенно процветало на острове Мурано в Венецианской лагуне, а также в местечке Яблонец в Чехии, на предприятии "А. Сваровски" в Австро-Венгрии и на фабрике хрусталя в городке Баккара во Франции. Торговцы, потакая вкусам публики, называли в своих рекламах такие стразы "парижскими бриллиантами".

В 1920-е годы вошла в моду вышивка стеклярусом и хрустальными бусинками по тонкому шелку. Сверкающий ковровый рисунок делал такие платья сказочными одеяниями.

Хрусталь как материал счастливо вписался в эпоху рококо и классицизма, оказался необходимым предметом роскоши XIX века, соответствовал фантазиям модельеров одежды в первые десятилетия XX столетия и уверенно существует в наше время. Российские стеклоделы начали производство свинцового стекла в начале XIX века, чутко реагируя на новейшие веяния, быстро распространявшиеся по миру благодаря Всемирным промышленным выставкам 1851-1904 годов, где были широко представлены достижения в области стекла. Хрусталь стал основным материалом Императорского стекольного завода близ Петербурга и заводов купцо" Мальцевых - Гусевском и Дятьковском. Русское художественное свинцовое стекло XIX века поражает разнообразием техники изготовления и стилей. В Советском Союзе - начиная со второй половины 30-х годов и до конца 1950-х - положение мастеров и художников обязывало создавать вещи к юбилеям: парадные, помпезные, но зато уникальные по качеству материала и безупречности технической отделки. Широкого производства не существовало, экономические возможности покупателей были ничтожны. Стилистически все производившееся тяготело к образцам дореволюционной продукции - как российской, так и французской ("баккара" второй половины XIX века). Среди подобных вещей наиболее интересна череда ваз, создававшихся по случаю различных событий в истории страны или специально для Музея подарков Сталину (например, ваза художницы А. Липской "Салют Победы", 1948 год). Мощное эмоциональное воздействие таких изделий на зрителя, безупречность хрустальной массы, глубокие цвета ("рубин", "сапфир", "аметист", "алмаз"), величественные размеры, сложная техника украшения создают вокруг них особое "поле". Одновременно с такой уникальной продукцией, также на заказ или малыми сериями на Гусь-Хрустальном заводе, выпускалась столовая посуда ручного гранения и шлифовки. Конечно, она была некой тенью юбилейных ваз. Такую посуду называли в быту "генеральской" за дороговизну и роскошный вид.

Серьезные изменения в облике хрустальных изделий начали происходить в 19б0-е годы. На то были причины во всем общественном климате. В те же годы в продаже стали появляться изделия из хрусталя с алмазной гранью из Богемии, значительно повлиявшие на вкусы покупателей.

Хрусталь с его радужным блеском и статичностью всегда порождал мифы о процветании - одной семьи или даже целого государства. Примером могут служить небылицы о хрустальных колоннах в вестибюлях московского и питерского метро. В действительности же станция "Автово" в Петербурге (1955 год) отделана стеклом, из которого и выполнены колонны. Многочисленные светильники в метро - как московском, так и питерском - тоже стеклянные, разнообразное стекло присутствует и в виде витражей, и в мозаиках, но это все же не хрусталь.

Роль сверкающего хрусталя в европейской, а затем и во всей мировой культуре совершенно особенная. Меняясь в соответствии с новыми художественными направлениями, преодолевая то отрицание, то равнодушие, хрусталь продолжает мерцать и завораживать. В его многоцветных огоньках сквозит таинство сказочного бала и отсвет солнца на поверхности чистой воды.

Марина Колева


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz