Сияние
природного жемчуга завораживает. Он -
безупречное творение случая, результат
загадочных процессов внутри живого организма,
рождающих поразительную красоту.
Вначале нашего века было опубликовано двадцать
(!) гипотез о его происхождении. Первые научные
труды, посвященные жемчугу, появились в 15 54 году.
Тайна возникновения жемчужин в моллюсках стала
источником множества легенд у народов Востока и
Запада. Наиболее стойкими оказались
представления о том, что жемчуг - слезы или роса,
попавшая в раковины, когда на рассвете они
поднимаются из глубин океана.
НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ
Слово "жемчуг" происходит от старинного
названия "самородных шариков" - женчюг.
Зерна жемчужин называли "самокатными" и
"бурмистыми" за сферическую форму. В
западноевропейских языках чаще всего
встречается слово "перл" (реагl), имеющее
латинские корни. Римляне на заре нашей эры
использовали греческое слово "Маргарита"
(margarita), значение которого весьма разнообразно:
дорогая вещь, любимое дитя, большая ценность. Все
эти определения относились к жемчугу. В XVI веке из
профессионального жаргона португальских
ювелиров в европейские языки попало словечко
"барокк" - жемчужина неправильной формы.
Ведь истинную ценность представляет природный
жемчуг, имеющий сферическую или каплевидную
форму. С XVII века в архитектуре, живописи и
прикладном искусстве стиль с преобладанием
причудливых форм и линий, символизировавших
многообразие и изменчивость мира, стали называть
по-итальянски "барокко".
БЕСЦЕННЫЕ ПЕРЛЫ
История жемчуга окутана сладкозвучной поэзией,
захватывающими приключениями, образами
обольстительных женщин и прозаическими
подсчетами астрономических цифр, которыми во все
века определялись цены на первоклассный жемчуг.
Две тысячи лет до н. э. в Китае пресноводный
жемчуг принимался в качестве дани или налога. Не
только китайцы, но и персы, индусы, греки (и
мужчины, и женщины) носили жемчуг как знак
особого общественного положения,
Великий ученый прошлого Плиний Старший (I век н.
э.) в своей "Естественной истории" писал, что
жемчуг считается самым знаменитым среди
драгоценностей. Ожерелье, украшавшее Клеопатру
во время пира с Марком Антонием, стоило 60
миллионов сестерций (серебряная монета), что
составило 52 4б0 кг чистого серебра. Необходимо
пояснить, что цены на жемчуг в разные века
зависели от многих причин, ведь в Европу
"восточный" жемчуг мог попасть только как
военный трофей или в обмен на товары. В XVI
столетии, когда португальцы захватили остров
Бахрейн в Красном море, в то время главном
жемчуженос-ном районе, и обложили промысел
двойной пошлиной, цены резко подскочили. После 1725
года хлынувшие в Европу бразильские алмазы и
усовершенствование способов огранки и шлифовки
прозрачных драгоценных камней снизили цены на
жемчуг. Взирающие на нас с портретов разных эпох
прекрасные дамы, чью нежную кожу и прически
украшало лунное сияние белых, розовых,
золотистых и черных жемчужин, не просто
принадлежали к высшим кругам общества, но были
сказочно богаты. Самым древним из дошедших до нас
украшений из жемчуга являются бусы в три ряда,
Кокошник
(сборник), женский головной убор. Вологодская
губерния. Велико-устюжский уезд (Музей
художественных тканей МГТА), середина XIX века
состоящие из 216 жемчужин, их возраст не меньше 2400
лет, и хранятся они в Лувре.
Кокошник (сборник), женский головной убор.
Вологодская губерния. Велико-устюжский уезд
(Музей художественных тканей МГТА), середина XIX
века.
СОКРОВИЩА ЧИСТЫХ РЕК
Пресноводным жемчугом славились во времена
средневековья реки многих европейских стран.
Таким жемчугом украшали рукописные книги и
государственные регалии. Но изобилие, красота и
разнообразие северорусского жемчуга почти не
имели себе равных. Отзвуком византийских одежд
были вышивка мелким жемчугом по бархату, парче,
узорному шелку, усти-лание жемчугом головных
уборов (кокошников и сорок) и знаменитые так
называемые "рясы", похожие на ленты и пряди,
свисающие до плеч, из нанизанного на проволоку
жемчуга. Эти украшения, словно серебристые
водопады, обрамляли лица богатых боярышень и
купчих. Крепились они к головному убору с помощью
золотых колодок в форме полумесяца с цветными
камнями. Рясы часто подвешивали к чтимым иконам,
к венцу на иконе Богоматери. Начиная с XV века
излюбленным украшением на Руси становятся
серьги, среди них знамениты одинцы, двойчатки,
тройчатки. Конструкция серег была простой - к
толстой проволочной мочке прикреплялись один,
два или три стерженька и на них нанизывались
камни. Обычный набор камней включал жемчуг,
кораллы, стеклянные бусины.
Русским речным жемчугом торговали жемчужники.
Если жемчуг был крупный и белый, его продавали
поштучно. Прочие сорта продавали на глазок
внасыпку золотниками. В XVIII веке после указа
Петра I "О ношении мадьярского платья", т. е. о
введении европейской моды, интерес к речному
жемчугу сохранился только в купеческой и
народной среде. Вышивка жемчугом в губерниях
русского Севера и некоторых центральных районах
ос- тавалась.до начала нашего века той
немеркнущей звездой в истории русского
прикладного искусства, что взошла во времена
домонгольской Руси.
УТОЛЕНИЕ ЖАЖДЫ
"Жемчуг - результат болезненного состояния
моллюсков, именно поэтому можно воздействовать
на его формирование и выращивать искусственным
путем" (Д. Стивенсон. "Ключ к драгоценным
камням", Лондон, 1946).
Желание найти способ выращивать жемчуг
насчитывает века. Еще в XVIII столетии Карл Линней
сообщал, что почти решил эту задачу. Но лишь к
концу XIX века в далекой Японии молодой
предприниматель Кокито Микимото осуществил то,
что не удавалось другим. Путь этого
первопроходца был отмечен не только
удачливостью, но и чутьем выдающегося самоучки,
угадавшего скрытые от глаз предшественников
особенности различных жемчуженосных моллюсков и
среды их обитания. 27 января 1896 года Микимото
получил патент на изобретение способа
выращивания жемчуга. Основополагающим стал
метод, который заключался в "обертывании"
перламутрового шарика тканью моллюска. Сама
процедура введения бусины (ядра) была ювелирной
из-за отторжения чужеродного тела и массовой
гибели животных. Методы получения
искусственного жемчуга с тех пор претерпели
изменения. Тот же Микимото и его сотрудники нашли
способ получения культивируемого жемчуга без
введения "ядра" - с помощью живых тканей
моллюска- донора. Для этого стали широко
использоваться не только морские, но и
пресноводные устрицы. Начиная с 1920-х годов этот
метод стал приносить необыкновенные плоды -
крупные, абсолютно круглые жемчужины,
создававшие значительные трудности для
экспертов, поскольку отличить подобную
продукцию от природного жемчуга можно только при
помощи особого прибора, тогда как цены на
искусственный и возникший в естественной среде
жемчуг разнятся в десятки раз. Количество
культивированного жемчуга ежегодно достигает
нескольких тонн, а природного - килограммов.
Производство жемчуга стало очень прибыльным
делом, опередив все виды деятельности, связанные
с прибрежным шельфом и пресноводными водоемами.
ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ Цвет жемчуга прежде всего
определяется местом обитания того или иного вида
жемчужных устриц. Принято считать, что жемчужины,
встречающиеся в Персидском заливе, имеют
нежно-кремовый цвет, австралийские - белые,
панамские - золотисто-коричневые, мексиканские -
черные, японские - белые с зеленоватым отливом,
шри-ланкийский жемчуг имеет бледно-розовый
оттенок.
Ниточка культивированного жемчуга в конце XX в.
превратилась в чрезвычайно распространенное
женское украшение. Такое массовое приобщение
людей к драматическому стечению обстоятельств в
жизни беззащитной устрицы вызывает двойственное
чувство. Стоит ли вторгаться в таинство другой
жизни, принося в угоду выгоде сотни миллионов
существ? Уместно ли понятие неприкосновенности
применительно к скромной жемчужной устрице,
которая так же, как и мы, является частью живой
природы?
Марина Колева
Выражаем благодарность Музею художественных
тканей Московской Государственной Текстильной
Академии (ул. Малая Калужская, 1) за
предоставленные экспонаты и помещение для
съемок. |