ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ.

Сияние природного жемчуга завораживает. Он - безупречное творение случая, результат загадочных процессов внутри живого организма, рождающих поразительную красоту.

Вначале нашего века было опубликовано двадцать (!) гипотез о его происхождении. Первые научные труды, посвященные жемчугу, появились в 15 54 году. Тайна возникновения жемчужин в моллюсках стала источником множества легенд у народов Востока и Запада. Наиболее стойкими оказались представления о том, что жемчуг - слезы или роса, попавшая в раковины, когда на рассвете они поднимаются из глубин океана.

НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ

Слово "жемчуг" происходит от старинного названия "самородных шариков" - женчюг. Зерна жемчужин называли "самокатными" и "бурмистыми" за сферическую форму. В западноевропейских языках чаще всего встречается слово "перл" (реагl), имеющее латинские корни. Римляне на заре нашей эры использовали греческое слово "Маргарита" (margarita), значение которого весьма разнообразно: дорогая вещь, любимое дитя, большая ценность. Все эти определения относились к жемчугу. В XVI веке из профессионального жаргона португальских ювелиров в европейские языки попало словечко "барокк" - жемчужина неправильной формы. Ведь истинную ценность представляет природный жемчуг, имеющий сферическую или каплевидную форму. С XVII века в архитектуре, живописи и прикладном искусстве стиль с преобладанием причудливых форм и линий, символизировавших многообразие и изменчивость мира, стали называть по-итальянски "барокко".

БЕСЦЕННЫЕ ПЕРЛЫ

История жемчуга окутана сладкозвучной поэзией, захватывающими приключениями, образами обольстительных женщин и прозаическими подсчетами астрономических цифр, которыми во все века определялись цены на первоклассный жемчуг. Две тысячи лет до н. э. в Китае пресноводный жемчуг принимался в качестве дани или налога. Не только китайцы, но и персы, индусы, греки (и мужчины, и женщины) носили жемчуг как знак особого общественного положения,

Великий ученый прошлого Плиний Старший (I век н. э.) в своей "Естественной истории" писал, что жемчуг считается самым знаменитым среди драгоценностей. Ожерелье, украшавшее Клеопатру во время пира с Марком Антонием, стоило 60 миллионов сестерций (серебряная монета), что составило 52 4б0 кг чистого серебра. Необходимо пояснить, что цены на жемчуг в разные века зависели от многих причин, ведь в Европу "восточный" жемчуг мог попасть только как военный трофей или в обмен на товары. В XVI столетии, когда португальцы захватили остров Бахрейн в Красном море, в то время главном жемчуженос-ном районе, и обложили промысел двойной пошлиной, цены резко подскочили. После 1725 года хлынувшие в Европу бразильские алмазы и усовершенствование способов огранки и шлифовки прозрачных драгоценных камней снизили цены на жемчуг. Взирающие на нас с портретов разных эпох прекрасные дамы, чью нежную кожу и прически украшало лунное сияние белых, розовых, золотистых и черных жемчужин, не просто принадлежали к высшим кругам общества, но были сказочно богаты. Самым древним из дошедших до нас украшений из жемчуга являются бусы в три ряда,

Кокошник (сборник), женский головной убор. Вологодская губерния. Велико-устюжский уезд (Музей художественных тканей МГТА), середина XIX века состоящие из 216 жемчужин, их возраст не меньше 2400 лет, и хранятся они в Лувре.

Кокошник (сборник), женский головной убор. Вологодская губерния. Велико-устюжский уезд (Музей художественных тканей МГТА), середина XIX века.

СОКРОВИЩА ЧИСТЫХ РЕК

Пресноводным жемчугом славились во времена средневековья реки многих европейских стран. Таким жемчугом украшали рукописные книги и государственные регалии. Но изобилие, красота и разнообразие северорусского жемчуга почти не имели себе равных. Отзвуком византийских одежд были вышивка мелким жемчугом по бархату, парче, узорному шелку, усти-лание жемчугом головных уборов (кокошников и сорок) и знаменитые так называемые "рясы", похожие на ленты и пряди, свисающие до плеч, из нанизанного на проволоку жемчуга. Эти украшения, словно серебристые водопады, обрамляли лица богатых боярышень и купчих. Крепились они к головному убору с помощью золотых колодок в форме полумесяца с цветными камнями. Рясы часто подвешивали к чтимым иконам, к венцу на иконе Богоматери. Начиная с XV века излюбленным украшением на Руси становятся серьги, среди них знамениты одинцы, двойчатки, тройчатки. Конструкция серег была простой - к толстой проволочной мочке прикреплялись один, два или три стерженька и на них нанизывались камни. Обычный набор камней включал жемчуг, кораллы, стеклянные бусины.

Русским речным жемчугом торговали жемчужники. Если жемчуг был крупный и белый, его продавали поштучно. Прочие сорта продавали на глазок внасыпку золотниками. В XVIII веке после указа Петра I "О ношении мадьярского платья", т. е. о введении европейской моды, интерес к речному жемчугу сохранился только в купеческой и народной среде. Вышивка жемчугом в губерниях русского Севера и некоторых центральных районах ос- тавалась.до начала нашего века той немеркнущей звездой в истории русского прикладного искусства, что взошла во времена домонгольской Руси.

УТОЛЕНИЕ ЖАЖДЫ

"Жемчуг - результат болезненного состояния моллюсков, именно поэтому можно воздействовать на его формирование и выращивать искусственным путем" (Д. Стивенсон. "Ключ к драгоценным камням", Лондон, 1946).

Желание найти способ выращивать жемчуг насчитывает века. Еще в XVIII столетии Карл Линней сообщал, что почти решил эту задачу. Но лишь к концу XIX века в далекой Японии молодой предприниматель Кокито Микимото осуществил то, что не удавалось другим. Путь этого первопроходца был отмечен не только удачливостью, но и чутьем выдающегося самоучки, угадавшего скрытые от глаз предшественников особенности различных жемчуженосных моллюсков и среды их обитания. 27 января 1896 года Микимото получил патент на изобретение способа выращивания жемчуга. Основополагающим стал метод, который заключался в "обертывании" перламутрового шарика тканью моллюска. Сама процедура введения бусины (ядра) была ювелирной из-за отторжения чужеродного тела и массовой гибели животных. Методы получения искусственного жемчуга с тех пор претерпели изменения. Тот же Микимото и его сотрудники нашли способ получения культивируемого жемчуга без введения "ядра" - с помощью живых тканей моллюска- донора. Для этого стали широко использоваться не только морские, но и пресноводные устрицы. Начиная с 1920-х годов этот метод стал приносить необыкновенные плоды - крупные, абсолютно круглые жемчужины, создававшие значительные трудности для экспертов, поскольку отличить подобную продукцию от природного жемчуга можно только при помощи особого прибора, тогда как цены на искусственный и возникший в естественной среде жемчуг разнятся в десятки раз. Количество культивированного жемчуга ежегодно достигает нескольких тонн, а природного - килограммов. Производство жемчуга стало очень прибыльным делом, опередив все виды деятельности, связанные с прибрежным шельфом и пресноводными водоемами.

ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ Цвет жемчуга прежде всего определяется местом обитания того или иного вида жемчужных устриц. Принято считать, что жемчужины, встречающиеся в Персидском заливе, имеют нежно-кремовый цвет, австралийские - белые, панамские - золотисто-коричневые, мексиканские - черные, японские - белые с зеленоватым отливом, шри-ланкийский жемчуг имеет бледно-розовый оттенок.

Ниточка культивированного жемчуга в конце XX в. превратилась в чрезвычайно распространенное женское украшение. Такое массовое приобщение людей к драматическому стечению обстоятельств в жизни беззащитной устрицы вызывает двойственное чувство. Стоит ли вторгаться в таинство другой жизни, принося в угоду выгоде сотни миллионов существ? Уместно ли понятие неприкосновенности применительно к скромной жемчужной устрице, которая так же, как и мы, является частью живой природы?

Марина Колева

Выражаем благодарность Музею художественных тканей Московской Государственной Текстильной Академии (ул. Малая Калужская, 1) за предоставленные экспонаты и помещение для съемок.


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz