СОКРОВИЩА ИЗ БЕЛОЙ ГЛИНЫ

И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, Оно - колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой... висит и приветно звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.

Николай Гумилев

Обманчивая хрупкость изделий из фарфора, странная способность переживать века заставляют не просто воспринимать их форму, декор, качество материала, но и признать за ними особую роль во взаимосвязи эпох, в познавании бытия. Так же как и человеческая жизнь, вещи совершают путь из прошлого через настоящее в будущее, но им дано совершать это движение не единожды. Обретая во времени особую ауру давности, попадая в руки потомков, они излучают тепло и аромат прошлого.

НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ФАРФОРА

В истории русского фарфора есть неожиданная путаница дат. Императорский фарфоровый завод в Петербурге был пущен в 1744 году, а фарфоровую массу профессор Дмитрий Иванович Виноградов получил в 1747 году. Объяснение простое - завод работал на ввозном сырье. С появлением европейской моды в быту российской знати стало уделяться большое внимание сервировке стола. Застолья второй половины XVIII века поражали огромным количеством предметов из фарфора (до полутора тысяч!). Таковы были не только иностранные, но и отечественные сервизы, изготавливавшиеся и на Императорском фарфоровом заводе, и на заводе английского купца Фрэнсиса Гарднера, открывшего в селе Вербилки фабрику. Именно у него был заказан знаменитый Орденский сервиз для Двора. На предметах этого сервиза выполнена роспись с элементами и лентами русских орденов -святых Андрея Первозванного, Георгия, Александра Невского и Владимира.

В первой половине XIX века появляются частные заводы и мастерские, большинство из которых находилось в Гжельском районе Московской губернии, богатом белыми глинами (их еще называют каолин). Самым крупным из них был завод А.Г. Попова, основанный в 1811 году в селе Горбуново Дмитровского уезда, вблизи Сергиева Посада. Изделия этого завода были со вкусом расписаны, отличались разнообразием форм.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ В конце XIX века фарфоровые короли Кузнецовы владели практически всей фарфоро-фаянсовой промышленностью в России. За границами их владений оставались только Императорский фарфоровый завод, завод "Братья Корниловы" и завод А.А. Миклашевского в селе Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии, изготавливавшие высокохудожественную, а подчас и уникальную продукцию.

Начало фарфоровой семьи было заложено еще в первой четверти XIX века. Ходили разговоры, что богатство бесфамильного кузнеца Гжельского района Якова Васильевича было добыто грабежом. Якобы подстерег он с сыновьями на проезжей дороге богатого купца и на те деньги завод поставил в 1810 году. Давно это было, откуда у кузнеца деньги взялись - дознаваться не стали. Потом взяли себе Яков Васильевич с сыновьями Терентием и Анисимом фамилию Кузнецовы.

У истоков.

В 1899 году Матвей Сидорович Кузнецов основал и возглавил "Товарищество Кузнецовых", пайщиками которого стали его сыновья и близкие родственники. О личности Матвея Сидоровича известно много. Он был с юности послан обучаться управлению фарфоровым производством в Ригу, Проявил усердие, смекалку, упорство в достижении поставленной цели. В девятнадцать лет женился на купеческой дочке Надежде Вуколовне Митюшкиной, имел с ней семерых сыновей и дочь. Став единоличным хозяином всей фарфоровой империи, всегда старался соответствовать модным художественным стилям. Его собственный дом на Басманной улице в Москве был выстроен в новорусском духе, что не мешало Матвею Сидоровичу выказывать восхищение иным стилям в искусстве. Известно, что на юбилей другу он заказал сервиз на Севрской мануфактуре во Франции.

М.С. Кузнецов имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", был кавалером русских и французских орденов.

НАРОДНАЯ ПОСУДА

Особенностью кузнецовской фарфоровой и фаянсовой посуды была не только массовость (на многих изделиях продолжали ставить клейма бывших владельцев: Гарднера, Попова, Ау-эрбаха и др.), но и удивительная восприимчивость ко вкусам потребителей, диапазон которых был широчайший - от западноевропейского до восточного и даже китайского.

Посуда в русском стиле начала XX века была очень характерна для кузнецовской продукции, декор этих изделий близок к народному рисунку.

Популярность живописи русского модерна среди западноевропейской и отечественной интеллигенции была использована М.С. Кузнецовым для заказа эскиза декоративного блюда у замечательного художника Михаила Врубеля, а также у художницы В.С. Серовой (мать великого Валентина Серова - автора "Девочки с персиками"), Но вопреки договору, как твердит молва (других свидетельств не сохранилось), Матвей Сидорович приказал растиражировать изделия, тем самым нарушив договор. Застенчивого Врубеля, попытавшегося возражать, выставили за дверь, то же произошло и с Валентином Серовым, бросившимся защищать друга и свою мать. Серов вызвал Кузнецова на дуэль. Сначала Матвей Сидорович не воспринял это всерьез, но, узнав, что Валентин Серов не из тех, кто отказывается от своих слов, да к тому же великолепный стрелок, он перед всеми извинился, но деловых отношений с художественной богемой больше не имел.

ТРАКТИРНОЕ РАЗНОЦВЕТЬЕ Многообразие стилей и массовость кузнецовской посуды при всех издержках включали в себя группу вещей, отмеченных живительной силой давних традиций мелких гжельских мастерских, где посуда расписывалась вручную "вольно" и "от души", следуя народным представлениям о колорите и композиции. В этом ряду знамениты трактирные чайники. Их форма и внушительный объем были символом русского хлебосольства, пристрастия к долгому чаепитию, красочности народных гуляний и костюма.

Предметная и цветовая среда трактиров, начинавшаяся с залихватской вывески, убранства стен жостовскими подносами в пышных розах, белой холщовой рубахи полового, блеска начищенных самоварных боков, органично перекликалась с яркой росписью кузнецовской посуды, сотворяя тот уникальный цветастый мирок, что был присущ русским трактирам XIX -начала XX века. Форма чайников имела свои наименования - "круглый", "трактирный", "репкой", "каской". Свои названия были и у прочей посуды: чашки "круглые", "толсторучка", блюдца "тазиком", "дулькой", "стопкой". Все эти формы бытовали с начала XIX века.

ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР Начало XX столетия внесло различные новшества в декор фаянса и фарфора. Появляются механические способы -трафарет, печать, декаль (переводная картинка), но ручная роспись на кузнецовской посуде продолжает занимать почетное место. Значительная часть такой продукции была ориентирована на Восток: Иран, Турцию, Афганистан. Учитывая высочайший уровень мастерства китайских рисовальщиков, изделия, отправляемые в Китай или имитирующие китайские сюжеты, делали механическим способом и марку на них не ставили. Для каждой страны декор подбирался отдельно. Кузнецовская "восточная" посуда имела большой спрос. Это объясняется серьезностью и масштабностью в изучении рынков сбыта. Сохранилось письмо русского посла в Иране, отвечающего на запрос кузнецовских экспертов о ценах и вкусах местного потребителя - от цвета и рисунка до форм и ассортимента. Хотя еще в 1818 году в Коломенском уезде в селе Лысцово был завод, делавший фигурки и посуду для Ирана, но то были докузнецовские времена.

ИКОНОСТАСЫ И КАМИНЫ Размах кузнецовского производства коснулся и интерьера, причем не только жилого, но и церковного. До наших дней сохранилась Преображенская церковь в селе Саввино Московской области, где прекрасный центральный два придельных фарфоро-фаянсовых иконостаса выполнены на пред приятии "Товарищество Кузнецова" Состав кузнецовского фаянса был утерян и случайно открыт в 1969 году.

Иконостас блистает ярким декором и позолотой. В сохранившейся старинной рекламе о подобной продукции сказано, что "прочность фаянсового иконостаса, красок и золота на нем гарантируется на несколько лет".

Не меньшим размахом отличалось изготовление фарфоро-фаянсовых каминов и облицовок для комнатных печей. Цветные поливы, разнообразные рельефы делали их очень нарядными.

Римскому императору Марку Аврелию принадлежит суждение о том, что "жизнь бренна, слава непостоянна судьба загадочна", но фарфору, при всей бренности материала и загадочности судьбы старинных изделий, сопутствует неизменная слава.

Марина Колева.


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz