Золотой век шляп

Шляпа - способ общения человека с самим собой, где возможность мгновенного преображения позволяет почувствовать себя значительнее и прекраснее.

Женская шляпная мода своего рода музей истории шляпного дела. Мы лишь проскользнем мимо самых ярких витрин, рассказывая о моделях, что ярче прочих отразили облик женщин, живших когда-то.

Модели, которые нельзя не заметить, относятся к самому началу XIX века. Они навевали образ дамы изящной и воздушной. Если быть совсем точными, история эта началась на исходе Галантного (ХVШ) века, когда дамы, увы, брились наголо для того, чтобы было удобно носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, так как парики выполняли их роль. В течение нескольких лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду.

Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы - от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепляемых в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем китайским в середине XVIII века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей, драгоценностей и берета, о котором мы расскажем особо.

Но эти головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной симфонией, заполнившей своими красками и формами все пространство бытовой среды и в Западной Европе, и в России: ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпки не выходили из дома.

В ПЕНЕ КРУЖЕВ И ШЕЛКА

В начале XIX века весьма многообразные по формам и деталям шляпы были объединены одной общей особенностью - мантоньерками (завязками под подбородком). Их делали из шелковых лент или из модного в то время кружева ручного плетения, называемого в России за золотистый цвет неокрашенных шелковых нитей блондами, от французского blonde.

Бесспорно, мода строго предусматривала цвет и материал мантоньерок. Даже под крохотной шляпкой "биби" носили такое количество завязок из кружева и лент, что в них можно было кокетливо прятать лицо.

Подражание, с одной стороны, тачным богиням, с другой - идеализированному образу крестьянки (полянки, как писали тогда) было не то ко обязательным следованием ста. не только частью этикета, но соответствовало образу дамы изящной, похожей на дуновение. В духе эпохи было также небольших размеров шляпки тонких материалов пастельных тонов.

ЧЕПЕЦ ИЛИ КОКОШНИК?

Не успели пожелтеть в сундуках платье из светлых вуалей в стиле ампир шляпная мода, весьма скорая на перемены (до 30 новых моделей за сезон) уже провозгласила нового кумира им стал головной убор, называемый "чепец". В конце XVIII века он уже успел покрасоваться на "вершинах" дамских париков, но с 1820-х годов чепец приобретает новое значение в костюме, означая семейное положение женщины - носили его только замужние дамы.

Форма чепца, прилегающая к голове и обрамляющая лицо, оказалась необычайно уместной для множества кружев, лент и искусственных цветов из шелка. Чепец носили только ??? до выезда на бал или во француз кую драму (русский театр рафинированная публика не слишком жаловала). в конце 1830-х годов вкусы переменились. Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных крупным жемчугом и вуалями. Это относилось только к дворцовой знати.

ДОМАШНЯЯ И ПРОСТАЯ

Образ женщины утратил черты кокетливой прелестницы, в ней появилось что-то уютное, домашнее и простое. Изменения в стиле бытовой культуры не относились к капризам моды, их породила живопись группы немецких и австрийских художников, ставшая очень популярной сначала в буржуазной среде. Позднее это влияние рассеялось на все слои населения европейских городов.

Атмосфера уютных семейных вечеров в окружении добротных вещей возвестила о новом художественном стиле, название которому - бидермайер - дали лишь после того, как он ушел в прошлое. Такое необычное наименование пришло в историю искусств из стихотворения немецкого поэта Л. Айхбродта Biedermair Liederlust (1850 г.). Этот немецко- австрийский ветерок прошелестел и в шляпной моде, породив замечательные модели.

Тюрбан пришел в наряды светских дам (его носили только на балах, украшая пером и драгоценностями) из театрального костюма. На подмостках сцены тюрбан служил штрихом, подчеркивающим колорит Востока, потому что имел сходство с чалмой.

Подобные перемещения со сцены в моду и наоборот имели место не только в шляпном деле. В 1820-е годы великий хореограф Шарль Дидло, живший и работавший в Петербурге, заказал парижскому мастеру Трико вязаный облегающий костюм для балетной сцены. До этого вязаными носили только чулки. Но вязаная ткань - трикотаж - перекочует со сцены в моду лишь... через сто лет. Также со сцены в шляпную моду попала в первой половине XIX века шляпа-гнездо "шута". Это был головной убор, схожий с чепцом, но из соломки и с мантоньерками. Шляпки из светлой и темной соломки станут особенно модными в конце XIX и на протяжении XX века.

НЕИЗМЕННЫЙ БЕРЕТ

Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, можно причислить к достоянию русской культуры. В начале XIX столетия в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов - бархата, парчи, лионского шелка. Их украшали пером и аграфом - драгоценной застежкой. Слово "берет" пришло из итальянского ( berette - плоская шапка), его носили мужчины и женщины в Европе с XV века. Лишь Галантный век с его париками пренебрег беретом. Зато со следующего столетия он по праву занял свое место в истории костюма - по- видимому, навсегда.

БЕЗ МОДИСТОК ВЕК НЕ МИЛ

Декоративная избыточность второй половины XIX века, насыщенность всевозможными подражаниями стилям прошедших эпох объясняются не только щедростью моды, но и набравшим ускорение техническим прогрессом в области обработки и производства текстиля.

Кружево, вышивка и иные украшения костюма, стоившие раньше огромных денег и труда, теперь делали с помощью машин. Индустрия шляпного дела из привилегированного ремесла, обслуживавшего аристократию, превратилась в хорошо отлаженное производство для широких слоев городского населения. Однако особенность шляпного ремесла такова, что сам процесс изготовления шляпы механизировать невозможно. Это всегда не просто ручная работа, а искусное мастерство.

Образ модистки (мастерицы, шьющей шляпы), не без помощи авторов модных водевилей, стал нарицательным. Близость шляпных мастериц к дамам высшего света, их артистизм, популярность в городской среде снабдили бытописателей второй половины XIX столетия игривыми сюжетами.

КУПИДОНЫ ИЗ САХАРА И ШОКОЛАДА

По утрам, пока длинные волосы дам не были уложены в прическу, надевали чепец. Вот как описывается модель чепца для утреннего туалета в журнале "Парижские моды" за 1887 год; "Круглый фон из вышитого кремового тюля гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку "бульоне". Посредине бант из узких бледно- розовых лент и высокий кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент".

В этом обилии бело-розового цвета было что-то от кондитерского пиршества. В известном в те годы петербургском кафе Вольфа и Беранже подавали... " пирамидальные вазы, корзинки, гитары из безе и пирожного, купидоны, сделанные из сахара и шоколада". Общность стилистических деталей охватила не только костюм, но и всю бытовую среду. В эпоху стиля "историзм", когда в убранстве дома, в одежде, в бесчисленных мелочах смешивались или повторялись великие стили давних эпох, не была забыта драгоценность XVII и XVIII веков - кружево. Пожилые дамы, а таковыми считались женщины за сорок, ходили дома и выезжали на балы в куафюрах - сооружениях из схожего с ручным машинного кружева ( тюлевого или гипюрового) французского и немецкого производства. Кружево спускалось на затылок фалдами и крепилось на голове с помощью репсовых или бархатных лент и искусственных цветов, преимущественно роз, близких по тону к натуральным ( розовых, нежно-желтых, бледно- сиреневых).

ЗОЛОТАЯ ПТИЧКА С БЕЛЫМ МАРАБУ

Следить за новинками становилось все труднее. Атмосфера пикантности и запретного праздника исходила от появившихся во многих европейских городах кафешантанов, где представляли канкан. Конечно же, звуковым фоном эпохи был венский вальс и мелодии оперетт, ставшие олицетворением своего времени и оказавшие влияние на моду и нравы общества. Примадонны оперетт были так знамениты, что многие богачи, пренебрегая предрассудками, женились на них.

ДЛЯ СПРАВКИ

Шляпой от немецкого слова Schlappe называют головной убор, сохраняющий устойчивую форму и изготавливаемый из широкого набора материалов - фетра (тонкого войлока, получаемого валкой заячьего, лисьего и пр. пуха), велюра, бархата, парчи, кожи.

Шляпные мастера тех лет соревновались в изощренности дамских головных уборов. Вот одна модель конца 1880-х годов: "Дамская шляпа-капот из бронзового муара с золотым узором, поля гарнированы маленькой диадемой из белого галуна с золотом. Посредине головки золотистая птичка с белым марабу". Неискушенному современному читателю следует пояснить, что марабу - всего лишь перо птицы.

ШЛЯПА С ТРАУРНЫМИ ПЕРЬЯМИ

Художественные стили рубежа XIX и XX веков немало "преуспели в ботанике", сравнивая женский силуэт то с перевернутым тюльпаном (1890-е), то, в эпоху модерна (1910-е), - с ломким стеблем экзотического растения, увенчанного шикарной шляпой.

Перемена линий в одежде, выборе тканей, цветов и оттенков привела к изменению не только размеров и формы шляп, но и различных дополнений к ним. Образ женщины не просто утратил пышность очертаний и множественность деталей в одежде, но и преобразился в соответствии с новой нормой поведения, походкой, жестами, приобретая особый шик.

В наше время шляпа - и дань традиции, и уступка климату, и возможность проявить фантазию, черпая из прошлого не только вдохновение, но и конкретные модели.

Марина Колева


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz