СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ



Заметки по истории бытовой среды конца 1940- х - начала 1950-х годов

Неумолимо отдаляя от нас те, еще очень узнаваемые годы, история оставила нам множество бытовых вещей и понятий, которые бесспорно отмечены единым стилем.

С точки зрения сегодняшней, в этом стиле плотно соединились все перипетии и уклад жизни советских людей, их мышление, вкусы, экономические возможности, система запретов и ограничений. В советское время само понятие "стильный" имело уничижительный смысл. Многие помнят, как в начале 50-х годов велась борьба со "стилягами" - молодыми людьми, рискнувшими нарушить установленные партией и правительством нормы поведения и фасон одежды.

В этом взгляде на себя со стороны - сходство с театром зеркал, когда одно смешит, другое приукрашивает, третье огорчает, четвертое пугает. Войдем же в этот театр, чтобы вглядеться в недавнее, задуматься о его значении в нашей жизни, "на самих себя оборотиться". И хотя взгляд на себя, как известно, страдает пристрастностью, примем это как неизбежное и не станем претендовать на право делать многозначительные обобщения и выводы.

ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ В начале ЗО-х годов стало очевидным официальное деление искусства на признанное, полупризнанное и непризнанное. Сложившаяся шкала ценностей в искусстве строго ограничивала круг тем, жанров, сюжетов, а соблюдение этих установок приравнивалось к всенародному одобрению.

Все это касалось не только живописи, скульптуры и архитектуры. Большинство бытовых вещей - посуда, мелкая пластика, текстиль, открытки, флаконы для духов - были выдержаны в том же духе. Тема праздника прекрасно вписывалась в круг разрешенных. Коллективный труд, отдых и спорт, счастье от выполненной трудовой задачи были темами, которые приветствовались в искусстве. Многие художники из картины в картину варьировали сюжет колхозного (сталелитейного, строительного) праздника. На уставшего от послевоенных невзгод советского человека эти огромные красочные полотна, часто написанные целой бригадой живописцев, действовали как "успокаивающая терапия".

ОДИНОКИЙ ОГОНЕК В те годы единственным иллюстрированным изданием был "Огонек", в нем печатались цветные репродукции с картин русских и советских художников. Строго в рамках официального вкуса тиражировались только произведения русской классики середины ХIХ века и "разрешенные" советские живописцы. Картинками из "Огонька" были оклеены стены жилищ советских людей. Это стало неизменной частью предметного мира той эпохи, формируя художественный вкус и культурный кругозор.

Неизменное обилие красного цвета в полотнах живописцев, в прикладных и бытовых вещах хотя и было данью официозу, но, вероятно, шло и от потаенного народного влечения к алому цвету как символу радости и величия.

НА ДИВАННОЙ ПОЛОЧКЕ Детская тема в творчестве выскользнула из идеологических рамок и волей- неволей восполнила вакуум душевности, лиричности. Так возникла настоящая индустрия фарфоровых девочек и мальчиков, играющих в пограничников, школьниц в белых передниках и суворовцев, танцующих полонез.

Картина художника Ф.Решетникова "Опять двойка" была так растиражирована, что уступала лишь "Утру в сосновом бору", т.е. "Мишке косолапому". Замечательный художник И.Шишкин, оставаясь малоизвестным широкому зрителю, был, если прибегнуть к каламбуру, абсолютно узнаваем на вкус.

Тема живой природы, развиваясь в литературе, мелкой пластике и книжной иллюстрации, несла большую нагрузку, решая и художественные, и нравственные проблемы. В тургеневской традиции были написаны книги для детей В.Бианки с рисунками Е.Чарушина, большой успех имел роман Л. Леонова "Русский лес". Эти произведения, разрушая принятые стереотипы, несли читателю искреннее чувство любви к родной земле.

Литература начинала - художники вторили. Слово формировало общественный вкус. Отсутствие других художественных ориентиров, изоляция от иных культурных традиций и изменений моды сказывались на этой повторяемости. Очень большое влияние на тематику бытовых изделий из фарфора оказали "Сказы" П. Бажова. Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) и завод "Дулево" выпустили ряд изделий с героями этих сказок. В те же годы на Ленинградском фарфоровом заводе специально для Всемирной выставки в Брюсселе был изготовлен, возможно, самый знаменитый советский сервиз "Кобальтовая сетка". Автором эскизов была А. Ликелевич, а автор формы С. Лковлева выполнила ее в 1936 году, и только в 1958 году сервизу был присужден Большой приз. Спросом пользовались изображения балерин. Фарфоровые и пластмассовые балеринки были обязательным украшением диванных полочек, этажерок и комодов. Их делали и на Дулевском заводе, и на ЛФЗ, и в Вербилках.

КУХНЯ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ Есть два российских понятия, которые трудно объяснить иностранцам: дача и кухня. Ведь дача - это не вилла и не коттедж, а образ жизни, так же как и кухня, где собираются компании, рассуждают о жизни, предпочитая ее комнате. И если история с дачей восходит к тоске горожанина по утраченной усадебной жизни, к привязанности к деревянным домам, имеющей глубокие корни в национальном сознании, то феномен кухни возник в скученности и полумраке коммуналок.

Перечень бытовых вещей, которыми пользовались хозяйки на кухне в конце 40-х и в 50-е годы, был ограничен. Все выдавалось по карточкам или распределялось на предприятиях. Единственным спасением были кустари. Например, молочницы, приезжавшие в город продавать молоко, везли его в самодельных жестяных бидонах. Такими же бидонами, только поменьше, пользовались большинство хозяек. Роль бидона среди остальной кухонной утвари того времени была особенной. В нем носили и молоко, и суп, и подсолнечное масло, и сыпучие продукты. Были еще и алюминиевые судки мал мала меньше, скрепленные металлической ручкой, они тоже были предназначены для переноса пищи.

Эмалированная кухонная посуда советского производства появилась лишь в середине 50-х годов. Первые кастрюли были темно-зеленого цвета с серо-голубой контрэмалью внутри. Тогда же появились и эмалированные кружки. Чугунные сковородки и гусятницы оказались настолько прочными и удобными, что ими пользуются в некоторых семьях и по сей день. Чайники изготавливали из латуни.

Изменение классового состава общества, утеря традиций приготовления пищи и сервировки стола, дефицит продуктов питания очень своеобразно сказались на судьбе старинной кухонной утвари. Например, на сегодняшний день с тех времен уцелело больше всего мельниц для кофе. Ответ прост - кофе не было. Уцелело много старинных столовых приборов, назначение которых оставалось загадкой для их обладателей: ножи для устриц, сыра, рыбы, креманки, судки для подогрева мясных блюд и т.п.

Уже с середины 50-х в московском ЦУМе можно было приобрести холодильник, но эту диковинку имели единицы. Пищу сохраняли по- разному: масло и мясо держали в холодной подсоленной воде. В некоторых домах послевоенной постройки были встроенные холодильные шкафы на кухне под окном. Кроме того, окна кухонь всегда выходили на теневую сторону.

Все, что было связано с мытьем и стиркой в те годы, составляло одну из самых сложных проблем. Практически в ходу было лишь так называемое "хозяйственное" мыло - бурый брусок, которым иногда и мылись. Затем появилось "земляничное" мыло - светлое, с отдушкой и черное "дегтярное" для мытья головы. Пользовались и старыми народными рецептами - мыли голову растительными отварами, сывороткой, яичным желтком. Неизменно ходили в баню, потому что даже жильцы благоустроенных домов, где были установлены газовые колонки, считали, что по-настоящему вымыться можно только там. Стирали с кипячением, добавляя каустическую соду для дезинфекции и отбеливания.

В КОММУНЕ - ОСТАНОВКА Говоря об убранстве жилища, мы имеем в виду не квартиру, а комнату, ведь основная масса городского населения жила в "коммуналках". Очень условно убранство комнат советских людей можно разделить на три типа. Первый, весьма распространенный, появился в начале ЗО-х годов, когда стали строить дома для военных, среднего и высшего руководства. Дореволюционной мебели уже не хватало, началось весьма интенсивное производство так называемой казенной мебели. Гарнитур состоял из дивана с валиками, стола, стульев, шкафа, буфета, комода и этажерки, изредка письменного стола и книжного шкафа. Для этих вещей были характерны прочность и полная стилистическая безликость.

Вторым и наиболее распространенным типом меблировки с конца 40-х по конец 50-х годов было смешение самых неожиданных вещей, среди которых главными были чемоданы и табуретки. И если чемоданы, как старинные фибровые или обитые металлическими пластинками, так и советские картонные или деревянные, были вместилищем одежды, книг, то о табуретке следует сказать особо. До 1917 года табуретки были в основном в домах мещан, рабочих. В годы, о которых мы рассказываем, они составляли наравне с кроватью и столом главную часть мебели. Сбивали табуретки из толстых крепких досок, большей частью они были некрашеные, в конце 50-х, когда появилась в продаже масляная краска, их стали красить в темно-зеленые и коричневые цвета, и только в больницах - в белый. При первой же возможности люди стремились приобрести никелированную кровать с пружинным матрасом. Такие кровати простояли вплоть до конца 60-х, пока диван- кровать не вытеснил их из интерьера. Этажерка, покрытая белыми салфеточками, вышитыми швом "ришелье", занимала, как правило, почетное место в "красном углу". На нее ставили статуэтки, ценные книги, коробочки с пуговицами и вазу с подкрашенной в разные цвета сухой травой.

Третий тип меблировки был распространен в Москве и Ленинграде, а в небольших городах встречался редко. В набор мебели, помимо перечисленного, входили платяной шкаф с зеркалом и комод. Кое у кого эти вещи были старинными, из ценных пород дерева. Громоздкие трельяжи из темного резного дерева часто высились в коридорах, поскольку в комнате не умещались.

СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ

Продукция народных мастеров, простые кустарные украшения и игрушки были островками искренней радости и душевной вольницы. Особым успехом пользовались коты-копилки. Кота Котофеича - любимца русских сказок и народного лубка - делали из глины и папье-маше, расписывали как душа подскажет. Фигурки имели собственное "выражение": коты-хитрецы, коты- тихони, коты-воришки, коты-отличники, коты- дураки. В котах дети копили деньги на коньки, билеты в кино, мороженое.

После войны игрушек было очень мало, поэтому народные игрушки пользовались большой популярностью у детей. Малыши с удовольствием играли с богородскими резными игрушками: дернешь за ниточку - и медведь начинает бить по пеньку. Любили и климовские игрушки - яркие складывающиеся пирамидки и зверей на колесиках. К новогодним праздникам на рынках уютно располагались румяные Деды Морозы и самодельные бумажные елочные игрушки.

К концу 40-х годов появилось много стеклянных елочных украшений, в это же время с отменой лимита на электричество вошли в моду электрические гирлянды. Запах хвои и переливающийся серебряный "дождь" преображали скромный быт тесных комнат.

К началу 50-х годов главной куклой страны стал целлулоидный пупс - бесполый "голыш" абрикосового цвета. Пупсы разных размеров были устроены на один лад - ручки и ножки на резинке, вращающаяся голова, голубые глазки и нарисованные волосы.

Среди любимых мальчишечьих занятий - солдатики, конструкторы и механические игрушки, но все же основное время ребята проводили во дворах. Играли в лапту и "чижика" (разновидность лапты), гоняли почтовых голубей. Велосипеды были редкостью (двухколесный велосипед в 1955 году стоил 147 рублей, что равнялось двум средним зарплатам). Особенный колорит в жизни больших городов привносили старьевщики. Они ходили по дворам, выкрикивая: "Старье берем!" К ним сбегались дети, выменивая какой-то хлам на свистульки, бумажные мячики на резинках, заменявших иногда рогатки.

Чудо советской жизни тех лет - мороженое и газированная вода с сиропом. Славилось московское мороженое, его стремились попробовать все приезжие. Реклама пломбира с пингвином наравне с рекламой "Сберегательной кассы" были единственной рекламой в СССР. Мороженое ели в жару и в лютый мороз. Это объяснялось тем, что оно было доступно по цене. Газировка с сиропом также не столько утоляла жажду, сколько казалась " сладостью", ведь конфеты и сахар были лимитированы.

В советских кинофильмах тех лет запечатлена достопримечательность - мороженица с тележкой, накладывающая ложкой в бумажный стаканчик мороженое, или тетка, продающая газировку.

МОДА - ВЕСЕЛОЕ ЗЕРКАЛО СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ

Почти мистическое чувство очищения, которое испытывали советские люди в начале 60-х годов, переезжая из полуподвалов в "хрущевки", было обусловлено всей предыдущей жизнью. Только спустя годы многие стали сожалеть о том, что сгоряча выбросили старинную мебель, бронзу, утварь. А ловкачи, собиравшие на помойках подобные вещи, к 70-м годам уже стали весьма состоятельными.

Из чего творили одежду. В конце 40-х - начале 50-х годов главной "модой" страны была перелицовка старых вещей. Дореволюционные ткани отличались высоким качеством, их перелицовывали по два раза, а когда они прорывались, придумывали комбинированные вещи. Делали рукава из одной ткани, платье - из другой, добавляя для гармонии воротник или кайму на подоле из той же материи, что и рукава. Очень популярным являлось подобие сарафана из поношенного платья, под которое надевали светлую блузку. Так же перелицовывали пальто, приукрашивая потертые обшлага большими меховыми манжетами или муфтой. Швейная промышленность в сегодняшнем понимании отсутствовала. Дома моделей оставались всего лишь шикарными ателье для очень узкого круга людей.

Шить у портних, даже доморощенных, могли далеко не все, поэтому счастливчиками считались обладатели швейной машинки. Это сокровище передавали по наследству. И хотя большинство швейных машинок были дореволюционного производства фирмы " Зингер", работали они исправно. Выкройки продавались в ГУМЕ. Попытки следовать предлагаемой моде терпели неудачу. Крой решался в пользу экономии ткани. Модели с туниками, басками, солнце-клеш оказывались не осуществимыми на практике - не хватало тканей, поэтому большинство женщин носили платья, отрезные по талии с небольшим рукавом и пояском. Были в моде воротники из белого шифона, вышитого машинной вышивкой или ришелье.

Шляпки. В те годы их носили в основном городские женщины. Шляпы делали из фетра, велюра, черной и светлой соломки, украшали лентой, вуалетками, цветами, булавками. Модели шляп, так же как почти все фасоны одежды и дополнения к ней, заимствовались из кинематографа. Именно кино определяло в ту эпоху в СССР моду во всем ее многообразии. Одежда, в которую были одеты героини любимых актрис, мгновенно становилась эталоном для подражания.

Украшений носили мало, хотя знаменитый на всю страну ювелирный магазин в Москве в Столешниковом переулке предлагал массу прекрасных изделий дореволюционной работы. Это были вещи, которые государство реализовывало через торговую сеть. Цены кажутся нам теперь странными: например, кольцо из золота с несколькими мелкими бриллиантами стоило 70 рублей, столько же составляла и средняя зарплата по стране.

Основная масса советских женщин могла себе позволить лишь серебряную позолоченную брошку в виде зажима для галстука с уральским камнем. В те годы спросом пользовались броши и бусы. Серьги, кольца, цепочки носили редко. Обручальные кольца считались мещанством, и их носили только пожилые люди. С появлением первых женских часов отечественного производства вошли в моду черные репсовые ремешки.

Прическа и макияж. В популяризации моды важную роль сыграли открытки с изображением актрис кино и театра. Но, поскольку сфотографированы они были по пояс, их влияние ограничивалось прической и макияжем. В послевоенные годы носили шестимесячную завивку под названием "перманент". Делали ее с помощью громоздкого сооружения, подключая к каждому специальному бигуди электрический ток. Очень распространена была и укладка волос с помощью щипцов, которые держали над газовой горелкой или в электрическом нагревателе и, помахивая в воздухе, чтобы не сжечь волосы, закручивали тугие букли и делали волнистые полукруглые пряди вокруг лица. В домашних условиях чаще всего волосы накручивали на бумажки и веревочки.

Дырявое чудо. Среди модных вещей той поры были и курьезные. К ним относится знаменитая сумка "авоська" - легкая, объемистая, немаркая. Сначала "авоськи" плели кустари, но вскоре инициативу подхватили государственные фабрики, производившие их в неимоверных количествах. "Авоськи" дожили и до эпохи синтетических волокон.

Обувь, чулки, носки. Особенно безотрадно выглядела обувь. Несмотря на многочисленные решения партии и правительства, положение не менялось. Мечтой любой женщины было иметь лодочки на "венском" (среднем) каблуке. В послевоенные годы женщины ходили в коротких ботиках на кнопках, надеваемых на обувь. Мужчины и дети носили галоши, зимой их надевали на валенки. У людей, занимавших руководящие посты, зимней обувью были бурки - высокие фетровые сапоги светлого цвета, отделанные коричневой кожей. Те, кому удавалось раздобыть кусок кожи, могли сшить себе обувь на заказ, но обувщики-надомники работали незаконно и попасть к ним можно было только через знакомых.

Коричневые чулки и носки делали из хлопчатобумажных нитей двух видов: " в резиночку" и гладкие. Чулки из высококачественного хлопка (фильдеперсовые) оставались уделом избранных. Шелковые, вискозные, а впоследствии капроновые чулки со швом сзади стали носить многие женщины только с середины 50-х годов. Ученицам старших классов носить прозрачные чулки запрещалось.

ТАЙНА "ТЭЖЭ"

Флаконы с одеколоном и духами были близки по роли в интерьере к фарфоровым фигуркам: их берегли как украшения. Духами пользовались только в особых случаях. Самый известный парфюмерный магазин в Москве находился на углу Тверской улицы и Камергерского переулка. Все подобные магазины назывались весьма таинственно - " ТЭЖЭ", что означало всего- навсего "товары для женщин".

До 1917 года в Москве работали две парфюмерные фабрики, позже переименованные в фабрики "Свобода" и "Новая Заря". Надо отдать должное флаконам для духов с притертыми, выточенными вручную пробками - они были действительно красивыми. Самые модные духи того времени: "Красная Москва", "Манон", "Красный мак", в середине 50-х годов - "Пиковая дама", "Лель", "Огни Москвы". Мужские одеколоны: "Кремль", "Золотая звезда", "Шипр", "Ориган". Многие из этих ароматов - родом из дореволюционной поры. Известно, что "Красная Москва" раньше называлась "Букет императрицы", и таких примеров заимствования ароматов несколько.

Насыпная пудра трех видов (белая, розовая, рашель) упаковывалась в круглые картонные коробочки. Самая дешевая - белая - называлась "Лебедь". Во времена обилия китайских товаров продавались книжечки рисовой пудры.

С кремами, помадой дело обстояло гораздо сложнее - из-за отсутствия сырья, но все же кое- что выпускалось. Употребление косметики считалось "чуждым вкусом". Суровый советский быт не располагал к тому, чтобы красить губы или делать маникюр. Эти "мещанские" привычки часто высмеивались в сатирическом журнале "Крокодил". На Дулевском фарфоровом заводе изготовили даже скульптурную группу "У маникюрши" (автор НА. Малышева, 1954 г.), похожую на "крокодильскую" карикатуру.

Брови выщипывали, превращая их в модную ниточку. Тушь для ресниц начали производить только в 60-е годы. Краска для волос отсутствовала до конца 50-х годов. Появившаяся "Гамма" восьми оттенков просуществовала до конца 70-х. Популярной была жидкость под названием "Восстановитель для волос".

Спросом пользовалась и продукция Рижской парфюмерной фабрики, отличавшаяся разнообразием и считавшаяся более качественной. Для гигиенических целей продавался туалетный уксус, а в начале 60-х годов - туалетная вода "Сирень", "Жасмин".

ДОЛГОЕ ЭХО ФЕСТИВАЛЯ

В 1957 году грянул Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Главной неожиданностью стало его значение в последующей жизни страны. В Москву съехались сотни молодых людей со всего мира. Москвичи переживали нечто схожее с началом XVIII века в России, когда зеваки толпами ходили глазеть на негров и прочих экзотических людей. Поскольку гости и растерянные московские жители были сосредоточены в определенных местах гуляний (за пределами центра города и района ВДНХ находиться иностранцам запрещалось - за этим следили), то общение, несмотря ни на что, было тесным. Кое-кто решался поучаствовать в совместных танцах и играх. Большинство стояло и смотрело, как веселятся иностранцы.

После фестиваля начала давать первые сбои хорошо отлаженная, годами проверенная советская машина запретительства.

Девушки стянули аптечными резинками волосы на затылке - так появилась прическа "конский хвост" и поубавилось косичек с бантиками, собранными в "корзиночку". На улицах показались первые бесстрашные модницы в брюках, на них показывали пальцем, стыдили. Было в порядке вещей одергивать и даже общественно порицать фестивальную моду молодежи ходить обнявшись или целоваться на улице. Цвета, в которые стремились одеваться молодые, стали ярче, модели - смелее. Очень распространенными становились юбки в складку, плиссе, косынки с геометрическим орнаментом, сумки через плечо.

Кругами расходилась по стране новая мода, музыка, новые слова и выражения в молодежном языке. На закрытии фестиваля в небо взлетели сотни белых голубей, считавшихся, с легкой руки Пабло Пикассо, символом мира. Символика борьбы за мир охватила все виды искусства и быта - от огромных полотен до кружек и пепельниц. Среди голубей, гербов и строек особым качеством и пышностью отличались портретные изображения на бытовых вещах.

Нам остается надеяться, что эта статья вызовет интерес к недавним временам, не даст затеряться огромному количеству вещей - свидетелей тех лет, составляющих значительный пласт материальной культуры нашей страны.

Марина Колева


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz