ТИХОЕ ОБАЯНИЕ ЛЬНА

Из истории постельного и столового белья

Белая вышивка и фактура ткани старинного постельного и столового белья дышат многовековой историей, эти рукотворные вещи исполнены особого очарования.

В XV веке, в эпоху Высокого Возрождения, в Италии в моду вошли белые простыни, скатерти, салфетки и полотенца. Они считались предметом роскоши до конца XVIII века, когда стали доступными среднему классу.

Сохранившиеся голландские скатерти и салфетки XVI века поражают сложностью тканого узора и удивительной для текстиля особенностью - на них выткано имя заказчика, имя ткача, название местности, где соткана вещь, и даже стихотворные строки, посвященные событию, ради которого трудился мастер.

С той давней поры почти не изменился состав набора столового белья, необходимого для приема гостей. Это квадратная скатерть, 12 салфеток, салфетка для буфетной стойки (большие столовые буфеты обязательно имели выдвижную стойку или стойку из мрамора в более поздние века), одно полотенце, которым гости вытирали руки. Полотенцем и тазиком с душистой водой гостей обносил слуга. В 1530 году великий философ и писатель Эразм Роттердамский давал следующие советы в одном из своих сочинений: "Салфетка должна быть наброшена на левое плечо или находиться в левой руке. Когда тебя обносят едой, надо взять кушанье ложкой, затем обтереть ее салфеткой и положить обратно. Руки неприлично вытирать об одежду, нужно пользоваться салфеткой или краем скатерти".

Можно иронизировать над манерами предков, но качество и красота вытканных ими тканей поражает. Не только прочность, но и орнамент определяли стойкую моду на льняные дамаски из Голландии, Саксонии, Ирландии.

В XVII веке королевой льняного бала была Голландия. Район Амстердама Харлем стал в те времена всеевропей-ским центром производства льняных и шелковых дамасков. В XVIII веке таковым становится Саксония. Тогда же входит в моду украшать столовое, постельное и ночное белье (ночные кофты, чепцы) дрезденским кружевом -ажурной, изысканной белой вышивкой в стиле рококо.

В XIX веке в России начинают производить превосходное льняное полотно и дамаски. Узоры брали из многочисленных альбомов с рисунками для шелка, вышивки, кружева.

С конца XIX века в России многие отдавали столовое и постельное, а также ночное и нижнее белье в монастырские мастерские, которые охотно брали светские заказы. Термин "монастырская работа" дошел и до наших дней - так определяют особо тонкую, искусно выполненную белую вышивку и ажуры на белье из льна и хлопкового батиста.

ВЫШИВКА БЕЛЕЕ СНЕГА

Вышивка и кружево сопутствуют истории столового, постельного и ночного белья. В XVIII столетии кружевная прошва и белая вышивка решетками и филе являются непременным атрибутом постельного белья. В моде отделка из фламандского кружева. По указанию Петра I в Россию в Новодевичий монастырь пригласили 30 монахинь из фламандских монастырей для обучения девочек-сирот умению плести брабантские кружева. В середине того же века на мануфактуре помещицы Протасовой из Мценского уезда Орловской губернии работали сотни мастериц. Среди огромного ассортимента, который они изготавливали и экспортировали в Англию и Турцию, были покрывала на кровать и пологи, закрепляемые над кроватью наподобие балдахина. Кружевные, кисейные и батистовые пологи были очень модны не только в интерьере спален, но и туалетных комнат, где ими, как драпировкой, украшали с обеих сторон зеркала. Эта мода продержалась очень долго, почти до XX столетия.

Белая гладь по белому полю полотна стала чрезвычайно популярной с XIX века. Вышивали мелкие гирлянды, букеты с бантиками. Этот стиль, подражающий брюссельскому кружеву, в рукоделии называют "внасыпку". К началу XX века в моду входят крупные плотные белые букеты по краям полотенец, простыней, накидок на подушки. Скатерти, салфетки и прочее белье всегда украшали монограммой, гербом, вензелем. Это были бельевые метки, имевшие не только функциональное, но и эстетическое значение.

КАК ЗАПАСАЛИСЬ БЕЛЬЕМ

В старину в Европе и в России было принято запасаться столовым и постельным бельем основательно. Самые красивые вещи передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали знатокам рукоделия. Эта часть жизни любой хозяйки дома была очень важной. В 1807 году англичанин Томас Хоп написал книгу "Убранство жилого дома", которая стала своего рода Библией для женщин из Англии, Франции, России, Австрии, Швейцарии, особенно прославившейся своей белой вышивкой по белью.

Белья должно было быть вдоволь на все случаи жизни: рождение, крестины, свадьбы, на большие съезды гостей. Большинство русских дворян жили в своих имениях - это требовало особого порядка покупки, хранения, накопления столового и постельного белья.

После отмены крепостного права стало невыгодно держать "девичьи" - мастерские по кружевным и белошвейным работам, производству полотна. Дворяне, состоятельные купцы и мещане обычно покупали льняное полотно в крупных магазинах известных фирм. - Особое внимание следует уделить цвету столового белья. По традиции, которая почти не нарушается по сей день, столовое белье для званых приемов всегда белого цвета и высокого качества.

КАК СТЕЛИЛИ ПОСТЕЛЬ

Белье покупали дюжинами, как предписывали правила, дошедшие из Голландии XVI века. На каждую кровать было принято стелить три простыни и шесть наволочек на разные по размеру подушки. Сначала стелили волосяной матрас, на него холщовую простыню, потом простыню из тонкого льна с отделкой. В убранстве спален купцов, мещан и зажиточных крестьян сбоку(ирогда в изголовье) кровать закрывали занавеской - подзором. Ее богато украшали вышивкой и кружевом. Еще одну простыню подкладывали под одеяло, иногда ее пристегивали к одеялу пуговицами. Привычные нам конверты-пододеяльники появились только после Второй мировой войны. Мужчины-холостяки спали на диванах, которые превращались в постель только на ночь, днем их покрывали холщовым чехлом. Такие чехлы оставались в моде до 40-х годов нашего века, ими укрывали мебель, из сурового холста делали также драпировку для открытых дачных веранд.

Няньки, кухарки, портнихи спали на сундуках, белье с которых на день убиралось.

Особым вниманием пользовались наволочки, накидки, покрывала. Зачастую именно они и становились настоящими произведениями искусства.

СЛАВЛЮ ХОЛЩОВОЕ ПОЛОТЕНЦЕ

Замечательна роль льняного (холщового) полотенца в быту российского человека. В России полотенца и по сей день являются частью языческих или христианских ритуалов. Ими украшают иконы, их используют при совершении церковных обрядов. До 40 полотенец использовались на русских свадьбах! И, конечно же, на расшитом полотенце выносили хлеб-соль.

Уступая современному бельевому текстилю будничные заботы, льняное вышитое полотенце, вопреки техническому прогрессу, мимолетности моды и тленности материала, из которого оно соткано, занимает сегодня свое праздничное место.

Это - весточка нам из глубины народной души.

Марина Колева

Марина - искусствовед, преподаватель Школы-студии МХАТ им. А.П.Чехова. Когда она рассказывает о своем любимом предмете - истории простых вещей, ее вдохновением нельзя не заразиться. А рубрика "Антиквар", которую ведет Марина, - одна из самых интересных в журнале


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz