Коллекция нежнейших чувств

Искусственные цветы: история ремесла

Поэзия цветов... Ее скоротечные образы вот уже несколько веков служат для украшения костюма и дома. Попытка остановить "прекрасное мгновение" при помощи бумаги, проволоки, ткани и желатина родилась в противоборстве с увяданием и как желание воспроизвести особое состояние души человека, любующегося природой.

Киноактриса Тамара Макарова была одной из красивейших женщин послевоенной Москвы. Бархатные красные маки и розы на ее шляпе олицетворяли образ моды того времени.

У всех эпох были свои кумиры в царстве Флоры, поэтому мы поплывем с вами, дорогой читатель, к берегам необычного и давнего ремесла, к его тайнам и творениям, а лодка наша будет сиять и переливаться всеми оттенками цветов и листьев.

Прекрасная имитация

Определения "искусственные" и "ненастоящие" всегда относились к цветам как легкое прикосновение, не оседая со всей очевидностью результата, оставляя пространство для игры с тканью, кружевом, перьями, цветом и линией.

В XVI веке искусственные цветы начинают широко использоваться в Европе. Ренессанс Северной Италии и здесь оказался столь же неподражаем, как и в большом искусстве. Светский быт очень скоро освоил моду на чувственную красоту, воспринимая розу как воплощение всех земных радостей. Она возглавила бесконечную череду цветов, которые начали имитировать.

Сведения о красках и технических приемах первой волны искусственных цветов для причесок и украшения обуви весьма скудны. Но, вероятнее всего, это были оттенки розового и золотого. В 1590 году в Венеции брат велр1кого Тициана Чезаре Вечелио издал книгу, в которой, описывая моду своего времени, упоминает, что в разных городах дамы носят искусственные цветы в волосах, дополняя их золотыми заколками, а часть таких цветов сделана из золотой фольги. При всей роскоши подобные "цветы" вовсе не походили на настоящие. Их изготовляли путем скручивания ленты "в клубок" или в виде плоских розеток. Такие условные цветы типичны для XVI века. Их пропитывали благовониями, которые стоили очень дорого, что возводило цветочные сооружения в ранг настоящих драгоценностей.

Еще со времен средневековья существовало уникальное ремесло, которым славились монахи некоторых итальянских монастырей. Оно резко отличалось от неуклюжих опытов придворных портных, "закручивающих" неправдоподобные ленточные цветы. Речь идет об изделиях, необычайно близких к "настоящим". Такими букетами украшали статуи Мадонны. Сведения об этом творчестве очень скудны, сами вещи не сохранились, но свидетельства современников и молва приписывают именно этим мастерам первенство в создании наиболее красивых копий природных образцов.

Советский быт очень скоро освоил моду на чувственную красоту, воспринимая розу как воплощение всех земных радостей и торжество любви

Бархатные и шелковые цветы с ручной подрисовкой, искусно выполненными тычинками и листиками украшали шляпы (1,2,5) костюмы-тальеры (3,4,6) начала XX века

Далекие и прекрасные

Европа жила слухами и небылицами о загадочной земле под названием Китай. Только с установлением морского торгового пути и с появлением книги венецианского купца Марко Поло (1254-1323 гг.), проведшего полжизни в этой стране, начали медленно приоткрываться тайны китайских ремесел. В отличие от европейской "китайская эстетика отдавала предпочтение подлинной правде жизни, умению выявить сущность, скрытую от поверхностного взгляда". Этим и объясняются такие точные и вдохновенные имитации цветов, поразившие европейцев. С глубочайшей древности существовал в Китае дух пантеизма (обожествления природы), поэтому любому стебельку, цветку, листу предназначалась своя роль во всем мироздании. Высокая культура шелкоткачества, знание замечательных красителей изобретательность зародили в Китае, начиная с XIII века, ремесло по изготовлению цветов. Им радовались на праздниках, ими украшали прически и жилище. На протяжении всей истории европейского цветочного ремесла китайские бумажные, шелковые и перьевые цветы составляли ему конкуренцию, не уступая первого места. Только в XIX веке они ненадолго отошли в тень славы парижских мастеров, но как будто лишь затем, чтобы вновь вспыхнуть во всем своем многообразии во второй половине века XX, когда, словно 200 лет назад, вновь войдут в моду для оформления интерьеров и витрин искусственные деревья, кусты, цветочные композиции -увы, уже из синтетических материалов.

Жизнь в цветах

В 1655 году доминиканские монахи впервые стали применять в цветочном ремесле желатин, который получали из рыбьих хрящей. Пропитка ткани этим составом стала настоящей находкой для мастеров. Среди итальянской аристократии сборка искусственных цветов из разнообразных заготовок считалась приятным рукоделием. При короле Франции Генрихе IV была учреждена должность придворного плюмазьера - мастера, делающего цветы из перьев. По-видимому, наравне с цветами с зафиксированной конфигурацией лепестков и листочков считалось необходимым производить и такой вид цветов, которые отличались бы не только более сочными красками, но и напоминали некое облачко, повинующееся любому сквозняку. Эти прозрачные, лишенные четких очертаний лепестки станут впоследствии объектами для многочисленных повторений в европейском искусстве росписи по фарфору. Только королевские плюмазьеры имели право окрашивать и составлять букеты для алтарей, гирлянды на пиршественные столы и на колонны, поддерживающие балдахин в королевской спальне. Во время инвентаризации королевской мебели в 1673 году были включены в опись 3039 букетов из плиссированного шелка и из шелкового газа (это были итальянские изделия) и 171 букет из лент китайских мастеров.

Мода украшать вечерние платья искусственными цветами и по сей день осталась как отголосок великого праздника цветочных имитаций XIX века.

Китайские цветы для шляп из прозрачных лепестков, вздрагивающие при дуновении, были очень модны до конца следующего века, сильно изменившего облик искусственных цветов. Настало время чрезмерности пудры и бриллиантов, преобразилось само понятие "искусственный цветок" - мода предпочла его живому. В нем стало цениться именно то, что отличало его от природнего прототипа: нечувствительность к духоте и времени, задан- ность формы, оттенки, которые можно менять в зависимости от прихоти и освещения, прибегая к золотой, серебряной или мильфлерной (пестрой) пудре. Каплю росы, светотени листьев, трепет лепестков можно было увековечивать при помощи бриллиантовой осыпи или жемчужных, сапфировых, изумрудных вставок.

В 1738 году в Париже появился мастер, с которого ведется отчет французского ремесла изготовления цветов. Этот незаурядный человек, интересовавшийся науками, изучавший химию и ботанику, обладал могучим воображением и высокими техническими навыками. Ему были подвластны такие необычные заказы, как создание садовых уголков, деревьев для парка и внутренних покоев, цветников для маскарадов. Он изобрел многие инструменты для цветочного ремесла и необычную технологию окрашивания. К концу XVIII века в Европе уже работали 11 главных поставщиков искусственных цветов из Италии, Франции, Саксонии, Богемии и Швейцарии.

Балы и шляпы

Весь XIX век цветочные имитации то сливались со стихией художественных стилей, возносясь на волнах модных новинок - венского вальса и оперетты, то в конце столетия низводились до понятия невысокого вкуса -и скромного достатка. В начале нового века они неожиданно вновь обретали лоск аристократических салонов, мерцая загадочным блеском фиолетового стекляруса и черного тюля. Увлечение ботаническими атласами, общественный интерес к естественным формам и цвету растений лучше всего выразились в искусственных цветах первой четверти XIX века, в почти настоящих букетиках маргариток, незабудок и васильков.

Художественное ткачество не преминуло воспользоваться этим открытием, запечатлев на знаменитых русских и французских шалях "живые" цветы. К 1840-м годам душистой сиренью из уютной австро-немецкой жизни пахнуло поветрие под названием бидермейер. Этот стиль усыпал цветами шляпы, зонтики, накидки, корсажи и юбки. Бархатные анютины глазки, ставшие самыми знаменитыми в русской культуре благодаря описанию Л.Н. Толстым Анны Карениной на балу, - тоже часть этого благодатного для ремесла цветочных копий века.

Равнодушие настигло моду на искусственные цветы к 1890-м годам, когда их место заняли живые камелии, магнолии, орхидеи... Благодаря крохотным флакончикам с водой они выдерживали длительные балы, не увядая. Искусственные цветы перемещаются в иные пространства - это народный костюм и праздники, чья единенность с природой всегда олицетворяла тайну перевоплощения вещей.

Красный мак

С 1930-х годов на сцене Большого театра шел балет "Красный мак" (написанный композитором Глиэром в 1927 году), в котором были отражены революционные события в Китае. Эта вполне конъюнктурная тема быстро была не просто подхвачена модой, а "облагорожена" и вызвала самые прямые ассоциации с увлечением дальневосточным искусством, популярным до Первой мировой войны. Были выпущены духи и одеколон "Красный мак", имевшие пряный восточный запах и оформленные в "китайском" стиле. Большой успех имели шелковые бархатные красные маки для платьев, шляп, летних пальто. В тех условиях, при отсутствии достаточного количества тканей любая деталь, способная украсить одежду, ценилась высоко. Работа цветочниц, многие из которых учились у известных мастеров, считалась очень престижной. Только к 1960-м годам увлечение искусственными цветами начало убывать. Уходили из жизни старые умельцы, исчезали вместе с ними те значительные "пустячки" в кропотливом труде цветочника, без которых не получались стильные цветы. Тени волшебного цветника, собранные из кусочков материи, делали людей счастливее много веков подряд, и, несмотря на прерывистость, привязанность эта сохраняется и поныне.

Марина Колева
Цветы из собрания художника по костюмам Элеоноры Маклаковой


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz