Нежность "звериного" стиля

Быль и легенды о животных проросли сквозь все эпохи и цивилизации, не зная себе равных в многообразии, красочности и остроте чувств. Во всех видах художественного творчества -от первобытных наскальных рисунков до современного искусства - человек изображал животных.

Пять тысяч лет тому назад в Китае было придумано веретено. Люди научились прясть и ткать. И начался славный путь украшения тканей. Среди множества орнаментов, схематично, условно, а подчас и неразличимо изображающих животных, выделяются своей реалистичностью узоры-аллегории. Такие изображения-иносказания, своего рода знаки, несут определенную идею и смысл, разгадывание которого было для людей прошлого обычной частью бытия.

При всех изменениях общественных формаций и художественных стилей до наших дней дошло неиссякаемое желание наносить на текстиль декор с образами животных. Канули в Лету тайные смыслы талисманов, волшебных чар, приписываемых образам животных. Вглядимся в реалистичные изображения на тканях драконов и слонов, львов и пантер, леопардов или обыкновенных домашних животных. А по соседству с ними - какие-то загадочные существа, например лошадь с рогом на лбу. Что это? Фантазия художника или...

ЗВЕРЬ ЦАРЕЙ

Смутны и полны тайн сведения о животных, чьи образы украшали одеяния царей и повелителей в отдаленнейшие века. В таких узорах воплощались магические силы, покровительствуя своим владельцам. Но и безымянный ткач тоже приобщался к ореолу защищенности от всяческих напастей, потому что, создавая на текстиле заколдованный узор, прикасался к нему. Считается, что прародиной "звериного" стиля, украшавшего предметы прикладного искусства, были очень ранние культуры Месопотамии и Ирана. Подобные изображения называют зооморфными. Что в этих образах было отражением увиденного в реальной жизни, а что - отголоском еще более давних мифов, трудно судить.

Исследования палеонтологов открыли миру облик гигантских ящеров, вымерших задолго до появления на Земле человека. Откуда же тогда взялось широчайшее использование образа дракона не только в прикладном искусстве, но и в текстиле? Может быть, отдельные особи дожили до не столь отдаленного времени и их вид так ошеломил людей, что передаваемые из уст в уста рассказы и стали основой таких рисунков? Этот таинственный след остается излюбленным мотивом для художников по текстилю, когда необходимо подчеркнуть колорит "древности" или "восточности". Драконы изображаются то огнедышащими чудищами с перепончатыми крыльями и змеиной головой, то вполне покладистыми, пучеглазыми и даже игривыми. Смысл всех этих вариаций затерялся во времени и исторических пространствах. Но так было не всегда.

Выполненные в технике набойки, вытканные или вышитые на текстиле драконы создавались в мире прочно установленных понятий. Например, в Китае на протяжении долгих столетий дракон был символом царской власти. Вытканные на шелке или вышитые золотым шнуром драконы, считавшиеся владыками вод, были покровителями главы царской династии или его первого министра. Образы дракона, оплетающего магический круг "би" ("вечный узел" - символ мироздания), -типичный узор для китайских шелков, часто встречающийся и в наше время. В европейском текстиле дракон известен прежде всего по сценам "терзания добычи", представленным на огромных безворсовых коврах, называемых то шпалерами - от немецкого слова Spalier, то гобеленами - от фамилии французских ткачей (Les Gobelins), то в зависимости от обилия в композиции листьев, травы и прочих растений -"вердюра", что в переводе с французского и значит "листва".

Художественное ткачество попало в Европу с Востока в Х веке с трофеями крестоносцев, среди которых оказались прекрасные образцы шелковых тканей и ковров. Огромные шпалеры помимо практического назначения (ими утепляли стены замков) служили своего рода ткаными картинами-фресками, украшая соборы и залы для праздников. На полотнищах таких ковров разворачивались величественные и драматичные сцены, главными героями которых были не только апостолы или рыцари, но и животные, олицетворявшие силы добра и зла и победу Святой веры.

СВИРЕПЫЙ И ЛУЧЕЗАРНЫЙ Прикасаясь к истории изображения тех или иных популярных образов животных в текстиле, мы сталкиваемся с непроницаемой тайной. Прошлое поглотило все возможные доказательства их существования, оставив лишь пересказы, записанные в Новое время людьми, склонными к фантазии, отчего такие животные стали еще загадочнее и навсегда остались отблеском творческого воображения.

Для европейской культуры это единорог. Согласно легенде, именно ему первому из всех зверей дал Адам имя в саду Эдема. Рог стал злой судьбой для этого животного, поскольку считался целебным и предохраняющим от ядов. Из-за него единорог, видимо, и был истреблен. В древнегреческих записях это животное упоминалось как символ девственности, приручить его могла только чистая, невинная девушка. Это поверье и стало сюжетом для одного из самых блистательных произведений ткачества за всю историю европейского текстиля - серии шпалер XV века "Дама с Единорогом". Таких ковров всего шесть. Предполагается, что дама на шпалерах - реально существовавшая дочь одного из знатнейших граждан Лиона, а весь цикл шпалер заказан ее женихом ко дню свадьбы. Как бы ни были сложны и запутанны символы и аллегории на этих шпалерах, образ Прекрасной Дамы в роскошных нарядах, усыпанных драгоценностями и цветами, которая играет с однорогой белой лошадью, навевает изысканную мелодию поэтических строк трубадуров.

Легенды приписывали единорогу свирепость, но на знаменитых шпалерах он кроток и грациозен, а тело его отливает перламутром.

ГРОЗНЫЙ СТРАЖ Античность унаследовала от предшествующих эпох бесчисленное множество узоров, изображающих зверей и птиц, но наиболее престижными считались изображения орлов и львов. Возможно, к тому времени люди не знали более прекрасных и беспощадных, чем львы, животных, обладавших качествами, которыми природа обделила самого человека, - огромной силой, гармоничным телом, полным вкрадчивой грации, величественной осанкой, громоподобным голосом и спокойствием зверя, предпочитающего гордое одиночество обществу себе подобных.

Лев был возведен в звание царя зверей и стал символом силы и благородства. Его изображения охраняли покой императоров и их дворцы, сопровождали великих полководцев в их деяниях на фресках, коврах, тканях, становились сюжетом на узорных шелках для драпировок, штор, накидок, сотканных в Европе в разное время. Львы-узоры на текстильных изделиях то рвут жертву, то умиротворенно взирают на зрителя со шпалер, известных под названием "мильфлер" (тысяча цветов). Окруженные россыпью натуралистично изображенных цветов, листьев, трав, стебельков, они лукавы и безобидны. Мягкая, теплая глубина шерстяной поверхности или блеск шелковых нитей, то угасающих на матовом фоне, то вспыхивающих в атласном переплетении, искорки золота на рельефной вышивке металлическими нитями, нежность и податливость ткани, ее прикосновение к коже - все это одно из самых главных особенностей художественного текстиля, отличающих его от иных ремесел. Фактура рукотворных изделий из шелка, шерсти, льна, хлопка задумана всем строем ткаческого мастерства, чтобы быть ласкающей и приятной. В сочетании с древними орнаментами, изображающими животных, такой текстиль обретает утраченный подтекст, подсознательное ощущение общности человека с миром существ, живших или живущих рядом с ним.

Марина Колева.


WebMaster : Aperea@mail.ru

List.ru - каталог ресурсов интернет Aperea

create by "Quick html books"

Хостинг от uCoz